0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Высокофункциональный аутизм — симптомы и лечение

Высокофункциональный аутизм — что мы знаем о гениях аутичного спектра?

На фото Джейкоб Барнет, гений физики — аутист

Слово «аутизм» у многих людей ассоциируется с чем-то страшным. Мало кто знает, что это довольно широкое понятие. Аутизм проявляется в тяжелых и легких формах. У детей и у взрослых. В этой статье речь пойдет о высокофункциональном аутизме.

Высокофункциональный аутизм – это одно из расстройств аутического спектра. Это легкая форма аутизма. Отсюда и название. У таких людей IQ выше 70. С виду они мало чем отличаются от обычных людей. Их когнитивные способности оцениваются как высокие.

Высокофункциональный аутизм не считается официальным медицинским термином или диагнозом. Он не включен в списки МКБ-10 и DSM-5. Не все специалисты считают, что нужно разделять высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера.

Образ аутистов-гениев довольно часто используется в кинематографе. Например, Шелдон Купер, доктор Хаус, Шерлок Холмс (сериал ББС). Также образ любят приписывать некоторым знаменитым людям (среди них Билл Гейтс, Альберт Энштейн, Вирджиния Вульф) и связывать с гениальностью. К сожалению, в реальности все не так радужно.

Отличие от других форм аутичного спектра

Высокофункциональный аутизм сложнее диагностировать. Ребенок растет и развивается почти также как и его сверстники. В раннем возрасте может наблюдаться задержка речевого развития. При взаимодействии с другими людьми у ребенка могут возникать трудности.

Такие люди довольно самостоятельны в ежедневных действиях. Обычно проблемы с поведением дают о себе знать в непривычных ситуациях. Об инвалидности здесь речи не идет.

Причины специфической гениальности

В настоящий момент мало что известно о причинах аутизма. Он возникает вследствие нарушения развития головного мозга. Его невозможно приобрести в течение жизни. Им нельзя заразиться. Он не возникает после вакцинации. Совершенно точно его не вызывает воспитание или эмоциональные травмы.

Комплексная клиническая картина

Симптомы, которые проявляются при высокофункциональном аутизме, можно разделить на несколько блоков.

Проблемы в детстве

У ребенка может наблюдаться незначительная задержка речевого развития. А также гиперактивность. Ребенок может отлично проявлять себя в младших классах, но в средних и старших могут возникнуть проблемы.

Нарушенные ощущения

Часто наблюдается высокая чувствительность к сильным запахам, яркому свету, специфическим вкусам, прикосновениям, шуму, нахождению в толпе и т.д. Необязательно все и сразу. Например, человек может просто не выносить какую-то конкретную ткань.

Сложности с социумом

Такому человеку не очень легко дается социальное взаимодействие. Сложно поддерживать контакт глазами. Непонимание как, что и кому говорить. Например, речь может быть слишком тихой или громкой. Или что-то личное рассказывается малознакомому человеку.

Также характерный симптом – это увлеченность одной специфичной темой. Далеко не все захотят или сумеют поддержать длительную беседу, например, про поезда.

Плохое восприятие устной речи. Человек может просто не запоминать инструкцию, которую ему только что озвучили. Выполнить только часть или вовсе впасть в ступор.

Зависимость от рутины

Чем меньше чего-то неожиданного и непривычного – тем лучше. К примеру, человек смотрит сериал каждый вечер четверга, а каждый вечер пятницы он проводит за чтением. Но если что-то пойдет не так, то это может вызвать целую истерику.

Психологические проблемы

К сожалению, ко всему прочему у высокофункциональных аутистов довольно часто встречаются психологические расстройства. Например, депрессия, тревожность, ОКР. Пока неизвестно из-за чего так происходит. Либо это следствие аутизма, либо – сложностей при адаптации в обществе.

Образ типичного пациента

Попробуем описать два типичных случая – ребенка и взрослого.

Девочке, 9 лет

Когда она сидит за партой, то начинает раскачиваться из стороны в сторону. Зацепилась за одну тему. Пытается узнать об этом как можно больше. Может говорить об этом часами, при этом она активно машет руками. При беседе предпочитает смотреть по сторонам. Не может удержать зрительный контакт. Предпочитает нетипичные развлечения. Например, не ездить на велосипеде с другими детьми, а разбирать и собирать игрушки, при этом считает каждую деталь.

Молодой парень, ему 25

С друзьями как-то не вышло. В школе его считали странным. С возрастом он научился вести себя «как все». Но это отнимает силы. Прекрасно разбирается в быте славян 9-10 столетия. Предпочитает монотонную работу.

Уже два года работает в банке с документами. В понедельник он предпочитает надевать синий галстук, а в среду фиолетовый. Страдает ОКР. Перед тем как выйти из дома должен несколько раз убедиться, что газ выключен, вода не течет, дверь точно закрыта.

Диагностика

Диагностировать высокофункциональный аутизм не просто, поскольку у такого ребенка нет явных проблем с развитием. Такие люди хорошо умеют приспосабливаться. Они имитируют нормальность.

К тому же на данный момент нет стандарта для диагностики. Часто специалист просто проводит тест на способность к социальной коммуникации.

Обычно аутизм можно выявить у ребенка до 3-х лет. Но выскофункциональный аутизм чаще проявляется уже в школьном возрасте. Бывает, что ребенок ведет себя очень активно. Тогда ему ошибочно диагностируют СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Если ребенку не поставили правильный диагноз вовремя, то с возрастом он вполне может и сам обучиться «быть нормальным». Но тогда он уже может попасть к психиатру, например, с депрессией, где у него уже и выявят отклонения. Человек годами может думать, что с ним что-то не так.

Проблемы в жизни и некоторые преимущества

Преимущества гениев не по своей воле:

  • хорошая долгосрочная память;
  • увлеченность одной темой – позволяет стать отличным узконаправленным специалистом;
  • внимание к деталям;
  • преобладание логического мышления;
  • самостоятельность (в сравнении с остальным спектром аутизма).
  • плохая кратковременная память;
  • может сопровождаться депрессией, тревожными состояниями, низкой самооценкой;
  • непонимание этикета общения;
  • сложно сходиться с людьми;
  • зависимость от рутины;
  • излишняя эмоциональность.

Как помочь ребенку и подростку?

Аутизм не лечится. Можно работать только с отдельными симптомами.

Коррекция симптомов включает в себя:

  • работа над социальными навыками;
  • лечение сопутствующих болезней;
  • лечебная физкультура, если наблюдаются проблемы с координацией;
  • необходим логопед, если есть проблемы с развитием речи;
  • работа над рутинными действиями, если они слишком навязчивы.
  1. Составьте расписание и следуйте ему. Не стесняйтесь говорить вашим родным и знакомым, что вы не любите неожиданности. Просите предупреждать заранее о каких-либо планах.
  2. Постарайтесь минимизировать все раздражающие факторы.
  3. Старайтесь избегать людей, которые не хотят вас понимать и принимать все ваши особенности.
  4. Хорошо спите. Недостаток сна может ухудшить ваше состояние.
  5. При возникновении каких-либо проблем обращайтесь к психиатру/психотерапевту.
Читать еще:  Может ли межреберная невралгия отдавать в сердце и желудок

К сожалению, неизвестно что именно вызывает аутизм. Поэтому, если вы заподозрили у вашего ребенка высокофункциональный аутизм, то:

  1. Постарайтесь максимально проработать все «особенности» характера со специалистами. Это психолог, психиатр, психотерапевт, невролог, невропатолог, логопед.
  2. Не забывайте о себе. Если вас эта новость сильно огорчила, то обратитесь к психологу/психотерапевту.
  3. Не стоит винить друг друга.
  4. Не срывайтесь на ребенке.
  5. Не устраивайте «траур».
  6. Не ведите себя с ребенком как с больным. Но и не ждите от него «нормальности».

Высокофункциональный аутизм

  • Бестактность
  • Задержка речевого развития
  • Заторможенная моторика
  • Избирательность в питании
  • Монотонные действия
  • Невозможность правильно показывать эмоции
  • Недостаточность абстрактного мышления
  • Непрогнозируемость поведения
  • Неуклюжесть
  • Ночные пробуждения
  • Однотипное поведение
  • Плохая адаптация к новым условиям
  • Повышенное спокойствие
  • Раздражительность
  • Склонность к инфекционным заболеваниям
  • Склонность к стереотипному поведению
  • Трудности с засыпанием
  • Трудности с невербальной коммуникацией
  • Узконаправленные интересы
  • Чуткий сон

Высокофункциональный аутизм (син. синдром Аспергера) — общее нарушение развития. Такой диагноз ставят людям с аутизмом, чей коэффициент интеллекта выше 70. Характерные черты такой формы заболевания заключаются в неуклюжести действий, трудностях в социальных навыках, задержке в речевом развитии.

Точные причины возникновения проблемы в настоящее время достоверно неизвестны, однако считается, что пусковым механизмом выступают структурные аномалии в некоторых областях головного мозга.

Клиническая картина специфичная и выражается в нестандартном мышлении, чрезмерном внимании к деталям, трудностях в обобщении информации и чрезмерном восприятии чужих эмоций.

Диагноз устанавливается только на основе данных изучения клинической картины, психиатрических и неврологических экспертиз. Однако благодаря характерной симптоматике с диагностированием не возникает проблем.

Лечение сводится к устранению симптомов, развитию навыков социального взаимодействия, постоянной психологической и педагогической поддержке пациентов.

Этиология

Высокофункциональный аутизм — нарушение, при котором у людей сохраняется способность к социализации. Специалисты из области психиатрии ставят такое расстройство на одну планку с другими нарушениями аутистического спектра, среди которых:

  • ранний детский аутизм или синдром Каннера;
  • детское дезинтегративное расстройство;
  • синдром Ретта;
  • атипичный аутизм или неспецифическое первазивное нарушение развития.

Согласно данным исследований, клинические признаки, которые удовлетворяют всем критериям заболевания, встречаются менее чем у 1 % из всего количества школьников. Стоит отметить, что примерно у каждого третьего ребенка отклонение остается недиагностированным. Известно, что патология примерно в три раза чаще встречается среди представителей мужского пола.

На сегодняшний день не выяснены точные причины развития синдрома. К группе предрасполагающих факторов относятся:

  • аутоиммунная реакция материнского организма, что влечет повреждение некоторых участков головного мозга плода;
  • негативное влияние профилактических прививок, в частности от кори и паротита;
  • появление ребенка на свет раньше положенного срока;
  • гормональный дисбаланс — повышенное или пониженное содержание кортизола, высокий уровень тестостерона;
  • гиперактивность;
  • синдром дефицита внимания;
  • отягощенная наследственность;
  • влияние токсических веществ на организм будущей матери, особенно в 1 триместре;
  • протекание внутриутробных или постнатальных вирусных инфекций — краснуха, герпес, токсоплазмоз и цитомегалия.

Однако ни одно из вышеуказанных предположений не имеет 100 % подтверждения.

Достоверно известно, что болезнь не проявляется как следствие:

  • неадекватного воспитания ребенка;
  • эмоциональных травм, полученных в раннем возрасте;
  • жизненного опыта детей.

Симптоматика

Основными клиническими проявлениями принято считать такие симптомы:

  • проблемы с невербальной коммуникацией;
  • однотипное поведение и монотонные действия;
  • заторможенная моторика;
  • стереотипизированная речь;
  • узконаправленные, но глубокие интересы.

У пациентов с подобным диагнозом нередко развиваются социальные трудности, но уровень интеллекта средний или выше среднего.

Чаще проявления отклонения становятся заметными, начиная со 2–3 года жизни ребенка. Признаки:

  • повышенное спокойствие или, наоборот, чрезмерная раздражительность, подвижность;
  • проблемы с засыпанием;
  • частые ночные пробуждения;
  • чувствительность сна;
  • избирательность в питании;
  • задержка речевой активности — часто такие дети начинают разговаривать не раньше 4 лет;
  • плохая адаптация к новым условиям, например, посещение детского сада;
  • отказ от контакта со сверстниками;
  • частая подверженность инфекционным и воспалительным болезням;
  • неспособность выражать собственное эмоциональное состояние;
  • предпочтение общества взрослых или лиц младшего возраста;
  • непрогнозируемость поведения;
  • бестактность.

У подростков отмечают развитие депрессивного состояния, мысли о суициде, наркотическую или алкогольную зависимость.

Среди особенностей интеллекта и вербального общения у детей с подобным расстройством стоит выделить такие состояния:

  • недостаточное развитие абстрактного мышления;
  • невозможность самостоятельно решать даже самые легкие задачи;
  • проблемы с применением своих знаний на практике;
  • постоянное пребывание в мире своих мыслей и фантазий;
  • опережение речевого развития;
  • медленная или, наоборот, ускоренная речь;
  • присутствие речевых шаблонов;
  • неспособность первому начать разговор или поддержать беседу;
  • повышенная способность к изложению мыслей в письменном виде;
  • семантическая дислексия.

Сенсорные и моторные особенности:

  • повышенная восприимчивость к внешним раздражителям;
  • стереотипность поведения;
  • чрезмерная педантичность;
  • строго определенные гастрономические пристрастия;
  • присутствие необычных навязчивых страхов, например, боязнь дождя;
  • нарушение моторных навыков и координации движений;
  • неуклюжесть действий;
  • нарушение осанки или походки.

При протекании подобного синдрома отмечается:

  • невозможность понять действия, слова и поведение окружающих людей;
  • необычная манера речи;
  • непонимание невербальных знаков;
  • чрезмерная увлеченность какой-либо темой.

Стоит отметить, что степень выраженности и присутствие тех или иных симптомов будет сугубо индивидуальным.

Сильные стороны людей, страдающих от синдрома Аспергера:

  • внимание к деталям;
  • логические рассуждения;
  • одаренность в одной области;
  • игнорирование мнения окружающих людей;
  • ярко развитое визуальное восприятие;
  • прямолинейность и честность;
  • верность и отсутствие осуждения.

Проблемными областями принято считать:

  • непонимание общей картины происходящего;
  • невосприятие чужих эмоций;
  • отсутствие мотивации к занятиям, которые не относятся к сфере интересов;
  • трудности с выделением важной информации в разговоре;
  • невозможность планирования долгосрочных задач.

Высокофункциональный аутизм у взрослых обладает аналогичными симптомами, а при отсутствии лечения признаки будут более ярко выраженными.

Диагностика

Выявить характерные черты заболевания могут родители, воспитатели в детском саду или учителя начальных классов, клиницисты из различных сфер медицины:

  • педиатр;
  • логопед;
  • детский невролог;
  • детский психолог.
  • изучение истории болезни не только ребенка, но и его близких родственников;
  • сбор и анализ жизненного анамнеза пациента;
  • ознакомление с данными касательно протекания беременности;
  • анкетирование родителей, близких, воспитателей или учителей;
  • наблюдение за ребенком;
  • специфические нейропсихологические тесты;
  • детальный опрос родителей — для выяснения наличия и степени выраженности клинических признаков.

Чтобы исключить органические повреждения головного мозга, могут понадобиться:

Лабораторные исследования не имеют диагностической ценности.

Окончательно подтверждается диагноз «высокофункциональный аутизм» детским или подростковым психиатром.

Лечение

Специфической терапии в настоящее время не существует. Лечение направлено на купирование некоторых клинических проявлений и нормализацию самочувствия.

Высокофункциональная форма аутизма предполагает прием таких медикаментов:

  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • антидепрессанты;
  • успокоительные вещества;
  • психостимуляторы;
  • иммуномодуляторы.

Лечение в обязательном порядке должно включать такие пункты:

  • работа логопеда с пациентом;
  • выполнение упражнений лечебной гимнастики;
  • физиотерапия;
  • тренинги социальных навыков;
  • когнитивно-поведенческая психотерапия.

Успех лечения во многом зависит от адекватного психологического и педагогического сопровождения больного.

Профилактика и прогноз

Высокофункциональный аутизм развивается по неизвестным в настоящее время причинам, поэтому специфической профилактики болезни не существует.

Снизить вероятность формирования отклонения можно, соблюдая такие рекомендации:

  • консультирование у генетика — показано парам, решившим завести ребенка;
  • контроль над адекватным протеканием беременности;
  • постоянное наблюдение за гормональным фоном;
  • исключение травм головного мозга;
  • регулярное посещение педиатра;
  • ежегодное прохождение всестороннего обследования в медицинском учреждении.

Прогноз синдрома в целом благоприятный — раннее обращение за квалифицированной помощью и полноценная терапия дают возможность людям, которым был поставлен диагноз «высокофункциональный аутизм», учиться в общеобразовательной школе, жить самостоятельно, трудиться на обычной работе, достигнуть колоссального успеха в интересующей области и завести собственную семью.

Читать еще:  Как понять, что у ребенка аутизм?

Следует учитывать, что отсутствие терапии приведет к усугублению детских проблем, связанных с синдромом, во взрослой жизни.

Лиза Джо Руди: «Почему «высокофункциональный аутизм» — это совсем не легко и не просто»

Дело в том, что жизнь с тяжёлым аутизмом чрезвычайно сложна. И кажется логичным предположить, что людям, находящимся в верхней части спектра, легко, как и их семьям, учителям. В конце концов, часто люди с высокофункциональным аутизмом — очень яркие личности, и у них бывают впечатляющие таланты. Но в реальности всё иначе.

Миф: люди с высокофункциональным аутизмом умны и успешны

Если верить СМИ, то верхняя часть спектра аутизма в значительной степени населена эксцентричными гениями: часто упоминаются Билл Гейтс и Альберт Эйнштейн, Дэн Эйкройд и Дэрил Ханна, у которых, собственно говоря, всё хорошо, несмотря на то, что они далеко не такие, как все. Реальность, между тем, заключается в том, что сочетание «высокофункциональный аутист» и «гений», «бизнес-магнат» или «голливудская звезда» редко встречается. По факту:

  • При том, что люди с высокофункциональным аутизмом бывают (или не бывают) необыкновенно умными, у них может полностью отсутствовать мотивация добиться успеха у обществе, которая в своё время заставила Билла Гейтса искать инвесторов, а Эйнштейна искать издателя.
  • Также они могут испытывать серьёзные проблемы в повседневных делах, работе, личной жизни, иметь заниженную самооценку. Эти проблемы во многом усугубляются тем, что окружающие постоянно реагируют на них с недоумением или удивлением, так как они не ожидают странного поведения или реакции от людей, которые «нормально ведут себя» во многих ситуациях.
  • От людей с более тяжёлым аутизмом, как правило, никто не ожидает «забить и просто пережить трудный период» в сложных для них ситуациях, но от людей из более высокой части спектра часто ждут именно этого.
  • Наконец, люди с высокофункциональным аутизмом в общем и целом осознают свои трудности и чрезвычайно чувствительны к негативным реакциям со стороны других людей.

Факт: высокофункциональный аутизм — это каждодневные сложности

Вот лишь несколько проблем людей с высокофункциональным аутизмом (в том числе с диагнозом «синдром Аспергера»), которые часто встают на пути к их успеху и счастью:

  1. Значительные проблемы сенсорного восприятия
    У людей с высокофункциональным аутизмом, как и у людей в любой части спектра, есть сенсорная дезинтеграция. Она означает слабо выраженную, умеренную или экстремальную чувствительность к шуму, толпам, яркому свету, сильным вкусам, запахам и прикосновениям. Это означает, что вербальный и одарённый человек может оказаться не в состоянии зайти в переполненный ресторан, сходить в кино или справляться с сенсорными перегрузками в магазинах, на стадионах и в других общественных местах.
  2. Социальная неуклюжесть
    В чём разница между вежливым приветствием и флиртом? Как понять, что ты говоришь слишком громко? Когда уместно говорить о личных проблемах или интересах? Когда важно прекратить делать то, что тебе нравится, и сосредоточиться на потребностях другого человека? Эти вопросы трудны для всех, но для человека, находящегося на высоком уровне спектра аутизма, они могут стать непреодолимыми препятствиями при создании социальных связей, на работе, в личных отношениях.
  3. Тревога и депрессия
    Тревожные расстройства, депрессия и другие эмоциональные нарушения более распространены среди людей с высокофункциональным аутизмом, чем по населению в целом. Неизвестно, приводит ли аутизм к этим расстройствам, или эти расстройства возникают вследствие социального отторжения и неудач, но как бы то ни было, сами по себе эмоциональные расстройства уже большая проблема.
  4. Недостаток навыков управления и планирования
    Исполнительные функции включают в себя навыки, которые мы используем для организации и планирования нашей жизни. Они позволяют типично развитым взрослым заранее составить распорядок дня, заметить, что шампунь заканчивается (значит, надо купить новый), задать временные рамки исполнения этапов в долгосрочном проекте и соблюдать их. У большинства людей с высокофункциональным аутизмом исполнительные функции сильно нарушены, что существенно затрудняет планирование и выполнение домашних дел, мешает справляться с даже с незначительными переменами на работе или в школе, и т.д.
  5. Эмоциональная лабильность
    Вопреки распространённому мнению, люди с аутизмом не обделены эмоциями. Более того, люди с аутизмом могут стать слишком эмоциональными в неудобных для них ситуациях. Представьте 16-летнего подростка, плачущего из-за изменений в планах, или взрослую женщину в истерике из-за того, что машина не завелась. Это примеры обычных проблем людей с высокофункциональным аутизмом, которые вполне способны делать разные дела, но ТОЛЬКО в предсказуемых условиях и без неожиданных препятствий.
  6. Сложности с переключением и переменами
    Многим людям сложно приспособиться к переменам, но для людей с высокофункциональным аутизмом эта проблема совершенного иного уровня. Установив для себя удобный и постоянный график, люди с аутизмом в большинстве своём хотят всегда его придерживаться. Если взрослый аутичный человек привык ходить по средам с друзьями есть начос, то предложение сходить поесть куриные крылышки в четверг может вызвать у него тревогу или даже гнев.
  7. Трудности с отслеживанием вербальной коммуникации. Человек с высокофункциональным аутизмом вполне способен выполнить задачу, но бывает не в состоянии воспринять обращённые к нему устные инструкции. Другими словами, если полицейский сказал: «Оставайтесь в своей машине и дайте мне свои водительские права и техпаспорт», то человек с аутизмом может обработать только часть фразы — «оставайтесь в своей машине» или «дайте мне свои водительские права». То же самое касается и иных инструкций, например: в классе бальных танцев, в кабинете врача или данных менеджером в офисе. Понятно, что подобное может породить большое количество проблем — от серьёзных проблем с полицией до непреднамеренных ошибок на работе.

Как видите, термин «высокофункциональный» означает означает ровно то, что написано. Однако высокофункциональный аутизм — вовсе не тот диагноз, с которым просто жить. Всем, кто опекает, нанимает, обучает людей, находящихся в верхней части спектра аутизма, работает с ними, важно помнить, что аутизм всегда остаётся аутизмом.

Высокофункциональный аутизм: печать гения или жизнь с осложнениями

Опубликовано 2 Фев 2017 13:14 © Женская доля

Аутизм — врожденный недуг, возникающий в результате нетипичного развития головного мозга, определяющей чертой которого является очевидный дефицит социальных коммуникаций, общения, зацикленность интересов и действий. Проще говоря, аутист – человек живущий не в социуме, а «в себе».
Существует несколько классификаций аутизма. В одной из них болезнь подразделяют на «низко» — «средне» – и «высокофункциональный» аутизм. Принято считать, что высокофункциональная форма аутизма снабжает человечество гениями, но так ли это? Насколько легко жить людям с таким диагнозом? И одинаково ли проявляется недуг у мужчин и женщин?

Признаки высокофункционального аутизма

Высокофункциональный аутизм отличают от классического наличием большего набора функций:

  • При классическом аутизме наблюдаются значительные речевые проблемы. Ребенок не говорит, не понимает значение слов и обращенную речь. Требуется сложная работа по обучению его простым вербальным коммуникациям. При высокофункциональном варианте может наблюдаться незначительная задержка речи. Затем ребенок овладевает нормальным словарным запасом.
  • Классический аутизм часто сопровождается задержкой умственного развития. При втором варианте – умственное развитие может быть даже выше нормы. Дети вовремя овладевают познавательными навыками, имеют достаточные знания об окружающем мире.
Читать еще:  Невропатия локтевого нерва: туннельная лечение, симптомы

Если к совокупности симптомов не присоединяется гиперактивность, диагностировать аутичное расстройство могут ближе к школьному или даже к подростковому возрасту. Поведение детей не вызывает тревоги, поэтому некоторые несоответствия списываются на невоспитанность или индивидуальные особенности ребенка. И только растущие коммуникационные проблемы показывают, что ребенок – аутист.

Дети с классическим аутизмом, с набором низких функций на момент рождения и начала наблюдения при целенаправленной работе постепенно переходят в разряд высокофункциональных аутистов. Функции развиваются, если их подтягивают искусственно. Помогают специальные занятия и незначительное медикаментозное сопровождение, активизирующее мозговую деятельность .

Почему им сложно?

Глядя на людей с диагнозом «высокофункциональный аутизм», обычно замечают только их преимущества. Особенно после того, как была выдвинута гипотеза о том, что Билл Гейтс, Винсент Ван Гог, Альберт Энштейн, Исаак Ньютон, а из женщин Вирджиния Вульф и Дерил Ханна относятся к их числу. На самом деле, все не так радужно. Справляться с жизнью аутистам значительно сложнее, чем остальным.

Несмотря на внешнюю кажущуюся приспособленность к окружающей среде, им так же тяжело взаимодействовать с миром, как и остальным аутистам. У них сходные реакции на кризисные ситуации, что нередко удивляет окружающих, думающих, что они имеют дело с обычными людьми. Реакции удивления и недоумения от коллег, близких и знакомых дополнительно травмируют человека с высокофункциональным аутизмом.

Эмоциональное развитие у них достаточное, поэтому они тяжело переживают моменты, когда оказываются не на высоте. Это приводит к депрессиям. Они страдают из-за трудностей на работе, сложностей в построении романтических отношений.

Как проявляется высокофункциональный аутизм

  • Сенсорная гиперчувствительность. Плохо переносят шум, звуки, столпотворение людей. Существует низкая, средняя и высокая сенсорная гиперчувствительность.
  • Социальная неловкость. Какая улыбка предназначается другу, а какая – понравившейся особе противоположного пола, как громко можно говорить в магазине, а как — на вечеринке, в какой ситуации стоит рассказывать о личных проблемах, а когда нужно держаться официально? Всего этого аутисты не понимают, и каждый раз попадают в неприятные ситуации.
  • Депрессивные расстройства и тревожность. Согласно данным статистики аутисты чаще, чем другие люди страдают от депрессии и тревожности. Ученые не могут пока сказать, случается это из-за особой организации мозговой деятельности или депрессия — следствие отвержения, стрессов, которые испытывают аутисты в повседневной жизни.
  • Трудности самоорганизации. Поставить цель, спланировать работу и сделать расписание таким людям тяжело. Исполнительные функции у них сильно хромают. Им трудно, например, обратить внимание, что заканчивается сахар, и купить его заранее. Поэтому для человека с аутизмом ведение домашнего хозяйства – сложная, порой, невыполнимая задача.
  • Эмоциональная нестабильность. Вопреки расхожему мнению, это очень эмоциональные люди. Они расстраиваются, когда случается неожиданная неприятность и реагируют взрывом эмоций. Высокофункциональные аутисты способны ориентироваться в предсказуемой ситуации. К ней они готовы и действуют разнообразно. А непонятные события вызывают у них панику и растерянность.
  • Неприятие сложных вербальных форм.Справляются с поставленной задачей, но испытывают трудности, пытаясь распознать речевые инструкции. Команда «Выйдите из кабинета и пригласите следующего» для них невыполнима. Они слышат только первую часть «выйдите из кабинета». Естественно, что такая особенность часто порождает проблемы в повседневной жизни.

Высокофункциональный аутизм по гендерным стереотипам является чисто мужским отклонением, но это не так. Аутические расстройства встречаются и у женщин, но вот диагностирование их затруднено тем, что в социальной ситуации женщины камуфлируют ошибки, используя наблюдение и имитацию. Другими словами, испытывая патологический страх перед неправильным социальным поведением, они способны притворяться нормальными, копируя поведение других людей в той или иной ситуации.

Как симптомы расстройства выделяют женщин с ВФА среди других женщин

  • Модной и красивой одежде аутистка предпочтет удобную – практичность превыше всего.
  • Не станет тратить время на замысловатую прическу, ограничиваясь простым расчесыванием, и, зачастую, не нуждается в макияже.
  • Может выглядеть эксцентрично, не понимая этого.
  • Голосовые, поведенческие навыки, а также внешний вид больше напоминают детские и не соответствуют реальному возрасту.
  • Невербальные функции гораздо более экспрессивны, чем у мужчин с ВФА.
  • Теряется в осознании собственной личности, беря за образец другие и воспроизводя их поведение.
  • Любимое занятие – уход от реальности в воображаемый мир, включающий в себя погружение в просмотр фильмов, чтение книг, компьютерные игры.
  • Создает для себя правила и неуклонно следует им: дисциплина, повторяющийся порядок действий, систематические привычки.
  • Зона комфорта – дом или любое удобное для контроля место.

Интеллектуальные возможности таких женщин

  • Если не диагностирован аутизм или СА (синдром Аспергера) в раннем детстве, то, возможно, девочка с высокофункциональным аутизмом принималась за особо одаренную, но замкнутую и стеснительную. Либо, напротив, могла иметь проблемы с успеваемостью.
  • Часто имеет остров гениальности (компьютеры, изобретения, определенная наука) или выдающийся талант (особенно в сфере искусств – музыка, живопись)
  • Кроме того, девочки, как правило, преуспевают в изучении иностранных языков, литературе, психологии.
  • В приобретении навыков, связанных с особым интересом, является успешной самоучкой.
  • Легко получает блестящее образование, которое всегда сопровождается социальными осложнениями во время учебы.
  • Может быстро и внезапно охладеть к занятию, взывающему сильнейший интерес до этого.
  • Свойственен высокий коэффициент интеллекта, но имеются проблемы с усваиванием информации из-за медленного восприятия.
  • Вербальной информации предпочитает письменную или схематичную.

Эмоции

  • Женщина с высокофункциональным аутизмом эмоционально неискушена, но очень впечатлительна.
  • Самые сильные эмоции для нее – страх и тревожное возбуждение
  • На интимный разговор о чувствах может выйти легче, чем мужчина с ВФА.
  • Возможны частые перепады настроения и нервные срывы, вплоть до маниакально-депрессивного психоза.
  • Крайне чувствительна к медицинским препаратам, иногда оказывающим на нее противоположный эффект.
  • При тревожном расстройстве неосознанно использует зацикленные движения: постукивает пальцами, топает ногой, подергивает волосы и т.п. Восторг проявляется примерно также: активные движения руками, подпрыгивания, хлопанье в ладоши.
  • Чрезвычайно склонна к истерикам, даже при посторонних, из-за эмоциональной перегрузки.
  • Не может мириться с несправедливостью и непониманием, реагируя на них приступом ярости.
  • После срыва может перестать говорить надолго, либо говорит монотонно и осипшим голосом.

Социальное общение

  • Часто ее высказывания и поступки не находят правильного понимания у окружающих.
  • Может умышленно казаться грубой и недружелюбной.
  • Как правило, женщина с ВФА исключительно стеснительна и немногословна, но, если тема вызывает острейший интерес, активно включается в разговор, воодушевленно рассказывая о достижениях в этом вопросе.
  • В особо остром или продолжительном социальном общении может истощиться и отключиться от перегрузки.
  • Предпочитает без особо важных причин не выходить из дома.
  • С трудом заводит подруг, т.к. не любит чисто женских занятий и разговоров.
  • Романтическим отношениям предпочитает одиночество, но, если вступает в отношения остается верной им навсегда.
  • В интимных отношениях, из-за сенсорных отклонений, либо получает невероятно острые ощущения, либо фригидна и крайне не любит секс.
  • На симпатичном ей мужчине фиксируется, как на спецобъекте и предпринимает неуклюжие попытки показать свое расположение: может ходить за ним по пятам, не отрываясь смотреть, доставать звонками, недостаточно точно понимая гендерное различие.

Таким образом, высокофункциональный аутизм и у мужчин, и у женщин, хоть и считается более легкой разновидностью, имеет свои сложности в адаптационном плане. Он все равно остается аутизмом. Это нужно учитывать близким, учителям и работодателям.

ПОДЕЛИТЬСЯ ПУБЛИКАЦИЕЙ С ДРУЗЬЯМИ:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector