2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шкала оценки детского аутизма

Шкала CARS для определения аутизма у детей от 2 до 6 лет

Пунктами оценочной шкалы CARS являются:
1. Взаимоотношения с людьми:
отсутствие трудностей — поведение ребенка отвечает всем необходимым критериям его возраста. Может наблюдаться стеснительность или суетливость в тех случаях, когда ситуация носит незнакомый характер – 1 балл;
легкие трудности — ребенок проявляет беспокойство, старается избегать прямого взгляда или пресекать разговоры в тех случаях, когда внимание или общение носит навязчивый характер и исходит не по его инициативе. Также проблемы могут проявляться в виде стеснения или излишней зависимости от взрослых в сравнении с детьми такого же возраста – 2 балла;
трудности среднего характера — отклонения такого типа выражаются в демонстрации отстраненности и игнорировании взрослых. В некоторых случаях для того, чтобы добиться детского внимания, необходима настойчивость. На контакт по собственному желанию ребенок идет очень редко – 3 балла;
серьезные проблемы в отношениях — ребенок в самых редких случаях отвечает и никогда не проявляет заинтересованность к тому, чем заняты окружающие – 4 балла.
2. Подражание и навыки имитации:
способности соответствуют возрасту — ребенок без труда может воспроизводить звуки, телодвижения, слова – 1 балл;
имитационные навыки немного нарушены — ребенок без трудностей повторяет простые звуки и движения. Более сложные имитации осуществляются с помощью взрослых – 2 балла;
средний уровень нарушений — для воспроизведения звуков и движений ребенку необходима поддержка со стороны и значительные усилия – 3 балла;
серьезные проблемы с подражанием — ребенок не предпринимает попыток имитировать акустические явления или физические действия даже при помощи взрослых – 4 балла.
3. Эмоциональный фон:
эмоциональный ответ в норме — эмоциональная реакция ребенка соответствует ситуации. Выражение лица, поза и поведение меняются в зависимости от происходящих событий – 1 балл;
присутствуют незначительные нарушения — иногда проявление детских эмоций не связано с действительностью – 2 балла;
эмоциональный фон подвержен нарушениям средней тяжести — детская реакция на ситуацию может быть задержана по времени, быть выражена слишком ярко или, наоборот, сдержанно. В некоторых случаях ребенок может смеяться без повода или не выражать каких-либо эмоций, соответствующих происходящим событиям – 3 балла;
ребенок испытывает серьезные трудности в эмоциональном плане — детские ответы в большинстве случаев не отвечают ситуации. Настроение ребенка остается без изменений на протяжении длительного времени. Могут происходить обратные ситуации – ребенок начинает смеяться, плакать или выражать другие эмоции без видимых на то причин – 4 балла.
4. Контроль тела:
навыки соответствуют возрасту — ребенок хорошо и свободно двигается, движения обладают точностью и четкой координацией – 1 балл;
нарушения в легкой стадии — ребенок может испытывать некоторую неловкость, часть его движений являются необычными – 2 балла;
средний уровень отклонений — поведение ребенка может включать такие моменты как хождение на цыпочках, пощипывание тела, необычные движения пальцами, вычурные позы – 3 балла;
ребенок испытывает внушительные трудности с владением своего тела — в детском поведении часто наблюдаются странные, несвойственные возрасту и ситуации движения, которые не прекращаются даже при попытках наложить на них запрет – 4 балла.
5. Игрушки и другие предметы в обиходе:
норма — ребенок играет с игрушками и использует другие предметы в соответствии с их предназначением – 1 балл;
отклонения в небольшой степени — могут наблюдаться странности при игре или взаимодействии с другими вещами (например, ребенок может пробовать игрушки на вкус) – 2 балла;
проблемы средней тяжести — у ребенка могут возникать трудности с определением предназначения игрушек или предметов. Также он может уделять повышенное внимание отдельным частям куклы или машинки, сильно увлекаться деталями и необычно использовать игрушки – 3 балла;
серьезные нарушения — ребенка трудно отвлечь от игры или, наоборот, призвать к этому занятию. Игрушки в большей степени используются странным, несоответствующим образом – 4 балла.
6. Приспособленность к изменениям:
реакция ребенка отвечает возрасту и ситуации — при смене условий ребенок не испытывает большого волнения – 1 балл;
наблюдаются небольшие сложности — у ребенка существуют некоторые сложности с адаптацией. Так, при смене условий решаемой задачи малыш может продолжить поиски решения, используя первоначальные критерии – 2 балла;
отклонения среднего уровня — при смене обстановки ребенок начинает активно противостоять этому, испытывает негативные эмоции – 3 балла;
ответ на изменения в полной мере не соответствует норме — любые перемены ребенок воспринимает негативно, могут случаться истерики – 4 балла.
7. Визуальная оценка ситуации:
нормальные показатели — ребенок в полной мере использует зрение для знакомства и анализа новых людей, предметов – 1 балл;
легкие нарушения — могут быть выявлены такие моменты как «взгляд в никуда», избегание зрительного контакта, повышенная заинтересованность зеркалами, источниками света – 2 балла;
проблемы средней тяжести — ребенок может испытывать дискомфорт и избегать прямого взгляда, использовать необычный угол обзора, подносить предметы слишком близко к глазам. Для того чтобы ребенок посмотрел на предмет требуется несколько раз напомнить ему об этом – 3 балла;
значительные проблемы с использованием зрения — ребенок предпринимает максимум усилий для того, чтобы исключить зрительный контакт. В большинстве случаев зрение используется необычным образом – 4 балла.
8. Звуковая реакция на действительность:
соответствие норме — реакция ребенка на звуковые раздражители и речь отвечает возрасту и обстановке – 1 балл;
присутствуют небольшие расстройства — ребенок может не ответить на некоторые вопросы, или отреагировать на них с задержкой. В некоторых случаях может быть выявлена повышенная звуковая чувствительность – 2 балла;
отклонения среднего уровня — реакция ребенка может быть разной на одинаковые звуковые явления. Иногда ответа не поступает даже после нескольких повторений. На некоторые обыкновенные звуки ребенок может возбужденно реагировать (закрывать уши, выказывать недовольство) – 3 балла;
звуковой ответ в полной мере не отвечает норме — в большинстве случаев реакция ребенка на звуки является нарушенной (недостаточной или избыточной) – 4 балла.
9. Использование таких органов чувств как обоняние, осязание и вкус:
норма — в исследовании новых предметов и явлений ребенок использует все чувства в соответствии с возрастом. При болевых ощущениях проявляет реакцию, которая отвечает уровню боли – 1 балл;
небольшие отклонения — иногда ребенок может испытывать сложности с тем, какие органы чувств следует задействовать (например, пробовать на вкус несъедобные предметы). Испытывая боль, ребенок может выражать преувеличивать или преуменьшать ее значение – 2 балла;
проблемы средней степени — ребенок может быть замечен в том, что нюхает, трогает, пробует на вкус людей, животных. Реакция на боль не соответствует действительности – 3 балла;
серьезные нарушения — знакомство и изучение предметов в большей мере происходит необычными способами. Ребенок пробует на вкус игрушки, нюхает одежду, ощупывает людей. При возникновении болезненных ощущений он их игнорирует. В некоторых случаях может быть выявлена преувеличенная реакция на небольшой дискомфорт – 4 балла.
10. Страхи и реакция на стресс:
естественное реагирование на стресс и проявление страхов — поведенческая модель ребенка соответствует его возрасту и происходящим событиям – 1 балл;
невыраженные расстройства — иногда ребенок может испугаться или перенервничать больше обычного в сравнении с поведением других детей в аналогичных ситуациях – 2 балла;
нарушения средней тяжести — детская реакция в большинстве случаев не отвечает реальности – 3 балла;
сильные отклонения — уровень страха не снижается, даже после того как ребенок несколько раз переживает схожие ситуации, при этом успокоить малыша достаточно сложно. Также может быть замечено полное отсутствие переживаний при обстоятельствах, которые других детей вынуждают беспокоиться – 4 балла.
11. Коммуникационные способности:
норма — ребенок общается с окружением в соответствии с характерными для его возраста возможностями – 1 балл;
легкое отклонение — может быть выявлена небольшая задержка речи. Иногда заменяются местоимения, используются необычные слова – 2 балла;
расстройства среднего уровня — ребенок задает большое количество вопросов, может выражать озабоченность определенными темами. Иногда речь может отсутствовать или содержать бессмысленные выражения – 3 балла;
серьезные нарушения вербальной коммуникации — речь со смыслом почти отсутствует. Часто в общении ребенок использует странные звуки, подражает животным, имитирует транспорт – 4 балла.
12. Навыки невербального общения:
норма — ребенок в полной мере использует все возможности невербальной коммуникации – 1 балл;
небольшие нарушения — в некоторых случаях ребенок может испытывать трудности с тем, чтобы обозначить свои желания или потребности жестами – 2 балла;
отклонения средней степени — в основном, ребенку сложно объяснить без слов то, что он хочет – 3 балла;
серьезные расстройства — ребенку сложно понять жесты и выражение лица других людей. В своей жестикуляции он использует только необычные движения, которым не свойственно очевидное значение – 4 балла.
13. Физическая активность:
норма — ребенок ведет себя так же, как и его сверстники – 1 балл;
небольшие отклонения от нормы — детская активность может быть немного выше или ниже нормы, что причиняет деятельности ребенка некоторые сложности – 2 балла;
средняя степень нарушений — поведение ребенка не соответствует ситуации. Например, при отходе ко сну он отличается повышенной активностью, а в течение дня пребывает в сонном состоянии – 3 балла;
анормальная активность — ребенок редко пребывает в нормальном состоянии, в большинстве случаев проявляя чрезмерную пассивность или активность – 4 балла.
14. Интеллект:
развитие ребенка отвечает норме — детское развитие сбалансировано и не отличается необычными навыками – 1 балл;
нарушения легкой степени — ребенок обладает стандартными навыками, в некоторых ситуациях его сообразительность ниже, чем у сверстников – 2 балла;
отклонения среднего типа — в большинстве случаев ребенок не так сообразителен, но в некоторых сферах его навыки соответствуют норме – 3 балла;
серьезные проблемы в интеллектуальном развитии — детская сообразительность ниже общепринятых значений, но существуют области, в которых ребенок разбирается гораздо лучше своих одногодок – 4 балла.
15. Общее впечатление:
норма — внешне ребенок не проявляет признаков заболевания – 1 балл;
легкое проявление аутизма — при некоторых обстоятельствах ребенок демонстрирует симптомы болезни – 2 балла;
средний уровень — ребенок манифестирует ряд признаков аутизма – 3 балла;
тяжелый аутизм — ребенок показывает обширный перечень проявлений данной патологии – 4 балла.
Подсчет результатов
Проставив напротив каждого подраздела оценку, которая соответствует поведению ребенка, следует суммировать баллы.

Читать еще:  Шизофрения поддаётся лечению: современные методики

Критериями определения состояния ребенка являются:
количество баллов от 15 до 30 – аутизма нет;
количество баллов от 30 до 36 – вероятно проявление заболевания в легкой и средней степени (синдром Аспергера);
количество баллов от 36 до 60 – есть риск того, что ребенок болен тяжелым аутизмом.

  • 91727-shkala_cars_dlya_opredeleniya_autizma_u_detey_ot_2_do_6_let
    Размер файла: 18 kB Загрузок: 40

Шкала оценки степени аутизма у детей

Я уже писала что моему ребенку недавно поставили диагноз РАС средней степени (делали ados, adir- r, vineland)

Вчера на asperger.ru ради интереса прошла этот тест и результаты совпали, набрал 106 баллов: умеренно выраженый аутизм

Оставила тест в закладках, результат 51 балл, а от 0 — 49 нет аутизма, по атек у нас гораздо более выраженный рас!

Я до атек пока не дошла, наверное через пару месяцев хотя и обещала себе что до 6 никаких тестов

Вообще подобные тесты предлагают делать сразу всем членам семьи, можно и бабушек и дедушек подключать и находить среднее значение со всех результатов, вот это среднее и есть самое правдивая оценка! Т.к. мамы часто могут под настроение оценивать либо чего-то не видеть или не хотеть видеть

да так точно лучше будет видно

просто я очень удивилась что результат совпал, у нас столько времени ушло на эти тесты, мы с психологом больше 2 часов заполняли adir, потом ещё в школу учительнице опросник дали на 6 страниц, потом ребенка тестировали, видео домашние отправляли

А это очередь важно какая степень?

Я даже не знаю, психолог мне сказала что степень определяет сколько помощи необходимо ребенку, ну моему пока нужно много помогать, особенно в школе

Я думаю что необходимо указать для оформление инвалидности

Читать еще:  Наркомания - серьезная болезнь,а не дурная привычка

Инна скорее пытается сказать, что не так просто указать уровень функциональности ребенку с нарушенной коммуникацией в 2-3 года. Мой ребенок на этих тестах показал все три степени рас. От нф до вф в 2,7-2,8. У невролога он не пошел на контакт совсем. И получил вердикт нф. У психолога некоторые тесты прошел не хуже нейротипиков. И получил среднюю функциональность. Точнее от вф до сф. В тоже время эрготерапевт на занятии назвала его через полгода очень «пограничным». При этом в 1,9-1,10 все еще сомневались в диагнозе))). Поэтому я сама давно не прохожу все эти тесты с сыном. Кстати, лет в 5 всем стало понятно, что сын вф, но на сколько, никто пока не знает.

А это точно аутизм?

От автора: Для того, что бы понять, что с нашим ребенком, мы бежим за помощью к различным специалистам. В основном, родители обращаются к детским психологам и дефектологам за постановкой диагноза. Но, зачастую этими действиями только теряют драгоценное время (если мы говорим не о комплексном стационарном обследовании).

Статья предназначена не только для родителей, но и для психологов (педагогов), которые на основании своих субъективных предположений ставят диагноз АУТИЗМ и начинают коррекционную работу без убедительных медицинских доказательств.

Цикл моих статей про аутизм продолжается, и сегодня мы поговорим об обнаружении данного заболевания у ребенка.

Начну с того, что до 3 лет ребенку с аутизмом очень часто ставят ошибочный диагноз (в 80%).

Аутизм могут спутать с умственной отсталостью, невропатией, детской шизофренией, и сенсорной алалией. И наоборот, специалисты, видя отрешенность и стериотипии в поведении ребенка, ставят ему аутизм.

Как избежать ошибки?

Во-первых, диагноз ставится только врачом (!). Многие родители изначально бегут к психологам, дефектологам и логопедам, для того, что бы им подтвердили или опровергли их опасения – это неверный ход! В первую очередь, при любых задержках или искажениях в развитии необходимо консультироваться с неврологом или психиатром!

Далее, диагностика данного заболевания осуществляется в несколько этапов:

  • Диагностический скрининг. Это сбор первичной информации, о ходе развития дефекта. Главное, что вы должны запомнить, что на основании данного скрининга НЕ СТАВИТСЯ ДИАГНОЗ! Делается только предположение о нем. Скрининг рекомендуется проводить в 9, 18, 24 месяцев жизни ребенка. Что в него входит? Множество диагностических методик и анкет для родителей. Вот самые известные:
  • Экспресс-оценка аутистических проявлений — ADOS (Давид Гродберг, 2011);
  • Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста М-CHAT (Robins,Fein & Barton,1999);
  • Социально-коммуникативный опросник — SCQ1 (Майкл Раттер (Michael Rutter, M.D., F.R.S.);
  • Анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до 2 лет) (Симашкова Н.В., Козловская Г.В., Иванов М.В., 2015)
  • Диагностика и дифференциальная диагностика (разграничение данного состояния от других схожих состояний) аутизма, которая проводится психиатром. Сюда входит:
  • Субъективное психопатологическое обследование: сбор анамнеза, наблюдение за больным, оценка по шкале оценки выраженности детского аутизма («Childhood Autism Rating Scale» – CARS) [Schopler E.et al., 1988].

CARS — Рейтинговая шкала детского аутизма, стандартизированный инструмент, основанный на непосредственном наблюдении за поведением ребенка в возрасте от 2 лет в 15 функциональных областях: взаимоотношения с людьми; имитация; перцепция (зрительный контакт, реакция на слуховые раздражители, вкус, обоняние и осязание); эмоциональный ответ; тревожные реакции и страхи; моторика, координация. движений; игра (использование предметов); адаптация к изменениям; вербальная коммуникация; невербальная коммуникация; уровень активности; уровень и постоянство интеллектуальных ответов; общее впечатление.

Магнитно-ядерно- резонансное исследование;

  • После медицинского обследования наступает третий этап — этап обследования развития ребенка, который проводится педагогами и/или психологами. Он представляет собой уточнения индивидуальных особенностей ребенка и течения заболевания, характер его коммуникативных особенностей, познавательных функций и т.д.
Читать еще:  Лучшие упражнения для мышц спины: базовые, со штангой, на мяче и тренажерах

Это обследование производится при помощи психодиагностических методик и метода наблюдения. Методики могут быть стандартные, из набора психологического инструментария, или специализированные тесты, например Психологообразовательный тест (РЕР).

И только после всех этих манипуляций, возможно выявить нарушения с названием РАС.

Запомните, Вы можете ходить ко множеством психологов и педагогов, которые выставят свое ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ о том, что у ребенка Аутизм, НО, только медицинское обследование (невролог, психиатр) выявит этот диагноз более точно!

Для чего это нужно?

Дело в том, что многие нарушения очень похожи на РАС, особенно, если мы говорим о неспецифических его проявлениях (F 84.1- F 84.8). Но, методы коррекции данных нарушений существенно различаются друг от друга. Не поставив точного диагноза, Вы рискуете потерять драгоценное время ранней коррекции, которое может существенно влиять на течение и исход любого заболевания!

Советую помнить об этом не только родителям, но и педагогам (психологам), которые на основании своего субъективного предположения производят коррекционную работу с детьми!

Требушенкова Олеся Юрьевна,

Детский, семейный психолог, дефектолог.

Использование шкалы CARS (шкала количественной оценки детского аутизма) с целью диагностики детей группы РАС в процессе коррекционно – реабилитационной работы.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Использование шкалы CARS (шкала количественной оценки детского аутизма) с целью диагностики детей группы РАС в процессе коррекционно – реабилитационной работы.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области психиатрическая больница № 4, город Москва

Аннотация: В статье представлены результаты практического использования шкалы CARS с диагностической целью в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Шкала CARS, The Chaildhood Autism Rating Scale E. Shopler, Ph.D. R.J. Reichler, M.D. B. R. Renner, Ph.D., является широко используемой в США оценочной шкалой для определения выраженности аутистических проявлений у детей. В русскоязычных литературных источниках описаны единичные случаи использования шкалы CARS. Шкала применялась с научно-исследовательской целью для оценки степени тяжести аутизма у обследуемых детей [Красноперова, 2003], а также в рамках практической лечебно-коррекционной работы для периодического контроля детей с общими нарушениями развития (расстройствами аутистического спектра) с целью определения эффективности используемых интервенций [Марценковский, Бикшаева, Дружинская, 2007]. Данные диагностические исследования группы детей с РАС представленные в статье могут пригодиться специалистам различных ведомств.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, лечебно – коррекционная помощь, межведомственное взаимодействие, психопатологические расстройства.

Шкала CARS включает в себя 15 позиций, описывающих все значимые для обследования области проявлений ребенка – «стремление к контакту с окружающими», «способность к подражанию», «особенности эмоциональных реакций», «моторика», «пользование игровыми и неигровыми предметами», «адаптация к переменам», «зрительные реакции», «слуховые реакции», «вкусовая, обонятельная, тактильная реакции», «наличие страхов или тревожности», «особенности речи», «невербальное взаимодействие», «степень и продуктивность активности», «уровень и особенности развития интеллектуальной деятельности», «оценка общего впечатления клинициста». В протоколе шкалы к этим позициям даны ключевые ориентиры, «подсказки», они могут восприниматься, как вспомогательная информация для врача. Во время тестирования поведение обследуемого сравнивается с нормальными возрастными показателями, и все особенности поведения ребенка, выходящие за границы нормы, должны быть учтены при оценке по CARS.

Цель шкалы – оценить степень аутистических проявлений у ребенка, вне зависимости от состояния, которое вызвало данные проявления, и возможных маскирующих факторов.

Удобство шкалы CARS состоит в том, что она достаточно проста в использовании. Тестирование можно проводить, пользуясь любой информацией, отражающей поведение ребенка в интересующий вас временной период (ближайший к моменту тестирования) – результатами обследования психологом, сведениями от родителей, наблюдениями педагогов, врача.

Цель исследования: Выявить влияние комплексной лечебно – коррекционной помощи, осуществляемой группой специалистов при межведомственном взаимодействии на детей с расстройствами аутистического спектра.

Показать эффективность комплексных мер медико — психолого — педагогического воздействия в процессе реализации индивидуальных маршрутов лечебной и коррекционно — реабилитационной работы, динамики состояний у детей, страдающих теми или иными расстройствами аутистического спектра.

Сформировать у членов семьи понимание особенностей каждого этапа развития детей, приобщить их к коррекционно-развивающему и обучающему процессам.

Оказать комплексную помощь детям с РАС, подготовить их к интеграции в адекватную образовательную среду и социум.

Гипотеза: имеется связь между комплексным подходом в лечебной и коррекционно – реабилитационной работе группы специалистов при межведомственном взаимодействии и положительной динамикой формирования сфер жизнедеятельности детей с РАС в процессе этой работы .

Материалы и методы исследования . С использованием шкалы CARS обследовались 14 мальчиков, страдающих первазивными расстройствами, получающими комплексную лечебно-коррекционную помощь в ГБУЗ МО ПБ № 4 (детское отделение) в стационаре и амбулаторно в течение двух лет.

Таблица 1 Диагностические группы детей

Общее количество детей

F84.0 Детский аутизм

F84.5 Синдром Аспергера

F84.8 Другое общее расстройство развития

F 20.8хх3 Детский тип шизофрении

F21 Шизотипическое расстройство

Мальчики, принимавшие участие в исследовании, имеют диагноз на основании клинических и параклинических данных, по диагностическим критериям МКБ 10. Дети наблюдались в течение двух лет. Обследование проводилось с интервалом шесть месяцев. В результате первоначального исследования на основании данных по шкале CARS (степень выраженности аутизма) количество детей в диагностических группах распределилось следующим образом:

Таблица 2 Результаты первоначального исследования

Общее количество детей

«не аутист» (15-29,5баллов) по Шкале CARS

«слабо-умеренный аутист» (30-36,5 баллов) по Шкале CARS

«тяжелый аутизм» (37-60 баллов) по Шкале CARS

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector