7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Девять симптомов высокофункционального аутизма у ребенка

Высокофункциональный аутизм — что мы знаем о гениях аутичного спектра?

На фото Джейкоб Барнет, гений физики — аутист

Слово «аутизм» у многих людей ассоциируется с чем-то страшным. Мало кто знает, что это довольно широкое понятие. Аутизм проявляется в тяжелых и легких формах. У детей и у взрослых. В этой статье речь пойдет о высокофункциональном аутизме.

Высокофункциональный аутизм – это одно из расстройств аутического спектра. Это легкая форма аутизма. Отсюда и название. У таких людей IQ выше 70. С виду они мало чем отличаются от обычных людей. Их когнитивные способности оцениваются как высокие.

Высокофункциональный аутизм не считается официальным медицинским термином или диагнозом. Он не включен в списки МКБ-10 и DSM-5. Не все специалисты считают, что нужно разделять высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера.

Образ аутистов-гениев довольно часто используется в кинематографе. Например, Шелдон Купер, доктор Хаус, Шерлок Холмс (сериал ББС). Также образ любят приписывать некоторым знаменитым людям (среди них Билл Гейтс, Альберт Энштейн, Вирджиния Вульф) и связывать с гениальностью. К сожалению, в реальности все не так радужно.

Отличие от других форм аутичного спектра

Высокофункциональный аутизм сложнее диагностировать. Ребенок растет и развивается почти также как и его сверстники. В раннем возрасте может наблюдаться задержка речевого развития. При взаимодействии с другими людьми у ребенка могут возникать трудности.

Такие люди довольно самостоятельны в ежедневных действиях. Обычно проблемы с поведением дают о себе знать в непривычных ситуациях. Об инвалидности здесь речи не идет.

Причины специфической гениальности

В настоящий момент мало что известно о причинах аутизма. Он возникает вследствие нарушения развития головного мозга. Его невозможно приобрести в течение жизни. Им нельзя заразиться. Он не возникает после вакцинации. Совершенно точно его не вызывает воспитание или эмоциональные травмы.

Комплексная клиническая картина

Симптомы, которые проявляются при высокофункциональном аутизме, можно разделить на несколько блоков.

Проблемы в детстве

У ребенка может наблюдаться незначительная задержка речевого развития. А также гиперактивность. Ребенок может отлично проявлять себя в младших классах, но в средних и старших могут возникнуть проблемы.

Нарушенные ощущения

Часто наблюдается высокая чувствительность к сильным запахам, яркому свету, специфическим вкусам, прикосновениям, шуму, нахождению в толпе и т.д. Необязательно все и сразу. Например, человек может просто не выносить какую-то конкретную ткань.

Сложности с социумом

Такому человеку не очень легко дается социальное взаимодействие. Сложно поддерживать контакт глазами. Непонимание как, что и кому говорить. Например, речь может быть слишком тихой или громкой. Или что-то личное рассказывается малознакомому человеку.

Также характерный симптом – это увлеченность одной специфичной темой. Далеко не все захотят или сумеют поддержать длительную беседу, например, про поезда.

Плохое восприятие устной речи. Человек может просто не запоминать инструкцию, которую ему только что озвучили. Выполнить только часть или вовсе впасть в ступор.

Зависимость от рутины

Чем меньше чего-то неожиданного и непривычного – тем лучше. К примеру, человек смотрит сериал каждый вечер четверга, а каждый вечер пятницы он проводит за чтением. Но если что-то пойдет не так, то это может вызвать целую истерику.

Психологические проблемы

К сожалению, ко всему прочему у высокофункциональных аутистов довольно часто встречаются психологические расстройства. Например, депрессия, тревожность, ОКР. Пока неизвестно из-за чего так происходит. Либо это следствие аутизма, либо – сложностей при адаптации в обществе.

Образ типичного пациента

Попробуем описать два типичных случая – ребенка и взрослого.

Девочке, 9 лет

Когда она сидит за партой, то начинает раскачиваться из стороны в сторону. Зацепилась за одну тему. Пытается узнать об этом как можно больше. Может говорить об этом часами, при этом она активно машет руками. При беседе предпочитает смотреть по сторонам. Не может удержать зрительный контакт. Предпочитает нетипичные развлечения. Например, не ездить на велосипеде с другими детьми, а разбирать и собирать игрушки, при этом считает каждую деталь.

Молодой парень, ему 25

С друзьями как-то не вышло. В школе его считали странным. С возрастом он научился вести себя «как все». Но это отнимает силы. Прекрасно разбирается в быте славян 9-10 столетия. Предпочитает монотонную работу.

Уже два года работает в банке с документами. В понедельник он предпочитает надевать синий галстук, а в среду фиолетовый. Страдает ОКР. Перед тем как выйти из дома должен несколько раз убедиться, что газ выключен, вода не течет, дверь точно закрыта.

Диагностика

Диагностировать высокофункциональный аутизм не просто, поскольку у такого ребенка нет явных проблем с развитием. Такие люди хорошо умеют приспосабливаться. Они имитируют нормальность.

К тому же на данный момент нет стандарта для диагностики. Часто специалист просто проводит тест на способность к социальной коммуникации.

Обычно аутизм можно выявить у ребенка до 3-х лет. Но выскофункциональный аутизм чаще проявляется уже в школьном возрасте. Бывает, что ребенок ведет себя очень активно. Тогда ему ошибочно диагностируют СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Если ребенку не поставили правильный диагноз вовремя, то с возрастом он вполне может и сам обучиться «быть нормальным». Но тогда он уже может попасть к психиатру, например, с депрессией, где у него уже и выявят отклонения. Человек годами может думать, что с ним что-то не так.

Проблемы в жизни и некоторые преимущества

Преимущества гениев не по своей воле:

  • хорошая долгосрочная память;
  • увлеченность одной темой – позволяет стать отличным узконаправленным специалистом;
  • внимание к деталям;
  • преобладание логического мышления;
  • самостоятельность (в сравнении с остальным спектром аутизма).
  • плохая кратковременная память;
  • может сопровождаться депрессией, тревожными состояниями, низкой самооценкой;
  • непонимание этикета общения;
  • сложно сходиться с людьми;
  • зависимость от рутины;
  • излишняя эмоциональность.

Как помочь ребенку и подростку?

Аутизм не лечится. Можно работать только с отдельными симптомами.

Коррекция симптомов включает в себя:

  • работа над социальными навыками;
  • лечение сопутствующих болезней;
  • лечебная физкультура, если наблюдаются проблемы с координацией;
  • необходим логопед, если есть проблемы с развитием речи;
  • работа над рутинными действиями, если они слишком навязчивы.
  1. Составьте расписание и следуйте ему. Не стесняйтесь говорить вашим родным и знакомым, что вы не любите неожиданности. Просите предупреждать заранее о каких-либо планах.
  2. Постарайтесь минимизировать все раздражающие факторы.
  3. Старайтесь избегать людей, которые не хотят вас понимать и принимать все ваши особенности.
  4. Хорошо спите. Недостаток сна может ухудшить ваше состояние.
  5. При возникновении каких-либо проблем обращайтесь к психиатру/психотерапевту.

К сожалению, неизвестно что именно вызывает аутизм. Поэтому, если вы заподозрили у вашего ребенка высокофункциональный аутизм, то:

  1. Постарайтесь максимально проработать все «особенности» характера со специалистами. Это психолог, психиатр, психотерапевт, невролог, невропатолог, логопед.
  2. Не забывайте о себе. Если вас эта новость сильно огорчила, то обратитесь к психологу/психотерапевту.
  3. Не стоит винить друг друга.
  4. Не срывайтесь на ребенке.
  5. Не устраивайте «траур».
  6. Не ведите себя с ребенком как с больным. Но и не ждите от него «нормальности».

Личный опыт. Девять симптомов высокофункционального аутизма, которые я не заметила у своего ребенка

Мама ребенка с РАС о «неочевидных» и малоизвестных признаках, которые могут говорить об аутизме

Читать еще:  Латеральный эпикондилит локтевого сустава: лечение, симптомы и причины

Моему сыну было шесть лет, когда мы начали процесс его диагностики. Ему было почти семь, когда диагностика была завершена. Теперь ему семь лет, и он во втором классе. Мне не нравится этот ярлык, но в его случае принято говорить о «высокофункциональном» аутизме. (Также смотрите: «Что значит «высокофункциональный» или «низкофунциональный» аутизм?»)

У него не было всех симптомов «классического аутизма», поэтому диагноз ему поставили поздно. Многим детям, как и моему сыну, диагноз ставится позже, потому что симптомы высокофункционального аутизма гораздо незаметнее. Он никогда не получал ранней помощи, а теперь он для нее слишком большой. Сейчас он в очереди ожидания в программе помощи по аутизму для детей школьного возраста. Однако после того, как ему поставили диагноз, я осознала – на самом деле я не заметила очень много признаков высокофункционального аутизма.

Оглядываясь назад, я вижу, что эти признаки были, и я хотела бы рассказать вам о них сейчас.

Помните, что, если у вашего ребенка есть какие-то (или даже все) из нижеперечисленных признаков, это еще не значит, что у него аутизм. Это всего лишь статья про личный опыт. Но если эту статью читают родители, у которых есть сомнения по поводу их собственного ребенка, то я хочу дать вам совет – доверяйте своей интуиции. Если вас что-то беспокоит – обсуждайте это со специалистами. Если бы я прислушивалась к своему внутреннему голосу, который говорил мне, что что-то не так, мы бы получили диагноз гораздо раньше.

И вот, как высокофункциональный аутизм выражался в нашем случае.

1. Он очень сильно расстраивался, когда находился среди других людей.

Даже когда он был младенцем. Я помню, что на мой первый День матери мы пошли ужинать в ресторан. Как только мы вошли в ресторан, мой сын начал громко плакать, и его ничто не могло утешить – нам пришлось уйти. Я списала это на то, что он просто устал, но дело было не только в этом.

Он точно так же реагировал на каждое семейное сборище, вечеринку в честь дня рождения, на любую ситуацию, в которой присутствовало больше 2-3 людей. Большие группы людей до сих пор его очень расстраивают: когда мы проводили прошлое Рождество в доме моей свекрови, мы ужинали и открывали его подарки отдельно от всех, в спальне.

2. Ограниченные и очень интенсивные интересы.

Это распространенный признак аутизма. Но если вы будете искать в поисковой системе «признаки аутизма», то этот симптом обычно сопровождается фразами вроде «интерес к номерам машин или расписанию поездов» или «может перечислить все отряды насекомых в алфавитном порядке». Другими словами, такие интересы описываются как очень необычные и узкоспециализированные. Но это не всегда так.

«Специальным интересом» моего сына был «Паровозик Томас». Ему было два года. Каким двухлеткам не нравится мультфильм про паровозик? Мне это не казалось важным – маленький мальчик любит мультфильм для маленьких мальчиков. Однако оглядываясь назад я понимаю, что эта его любовь к Томасу не была обычной.

Он больше года категорически отказывался смотреть что-либо кроме паровозика Томаса по телевизору. Ему можно было читать книжки только про Томаса, он мог уснуть только под одеялом с Томасом и в пижаме с Томасом. У него было более 50 игрушечных персонажей из мультфильма, сотни частей железных дорог и, конечно, сам Томас. Очевидно, в нашем доме был перебор Томаса, но это был мой первый ребенок, и я считала, что так и должно быть.

3. Он придумывал свои собственные слова.

Только в прошлом году, во время диагностики сына я узнала, что придумывание своих собственных слов, то есть, неологизмов, может быть признаком. Третий специальный интерес моего сына – ветряные турбины. Первым был паровозик Томас, о котором я уже говорила, вторым – другой мультик, «Джэйк и пираты Нетландии». Вот только и турбины, и ветряные мельницы он называл «ундуны».

Даже не знаю, почему и откуда это взялось, но если вы смели как-то иначе назвать ветряную мельницу в его присутствии, то он приходил в ярость. По мере взросления он все-таки перестал называть их ундунами и начал использовать правильную терминологию.

Он до сих пор время от времени придумывает собственные слова. Но теперь он стал постарше и понимает, что его слово – это не настоящее слово, поэтому он также использует правильные названия. В школе, если он называет что-то собственным словом, то учительница просит его нарисовать, что он имеет в виду – это помогает ей понять, о чем он говорит.

4. Слишком сильная реакция на запахи.

Мне запомнился один момент из раннего детства сына. Однажды мы поехали в детский сад на такси. Было холодно, шел снег, и мы ждали такси на улице. Машина подъехала, и я открыла дверь, чтобы помочь сыну (ему тогда было три года) сесть внутрь.

Тогда это и случилось. Он заорал: «Я не пойду, этот дядя ВОНЯЕТ!» Ужас. Момент был не просто запоминающимся, мне было очень неудобно. Может, он и не пах фиалками, но с моей точки зрения с его запахом все было в порядке. Я не могла поверить, что мой ребенок так себя ведет.

Теперь я лучше понимаю повышенную чувствительность сына к запахам и сообщаю другим людям, что, если его беспокоит какой-то запах, к этому нужно относиться серьезно. Например, он в буквальном смысле не может находиться в одной комнате с арахисовым маслом. Временами, когда ему не нравится запах ужина, он отказывается выходить из своей комнаты весь вечер. (Также смотрите: «Нарушения обработки сенсорной информации у детей»).

5. Частые ушные инфекции

До недавнего момента я понятия не имела, что у детей с аутизмом нередко встречаются частые ушные инфекции. На самом деле, в среднем, у детей с аутизмом в 10 раз чаще встречаются ушные инфекции в течение первых трех лет жизни, чем у детей без аутизма.

У моего сына постоянно были ушные инфекции, в конечном итоге, ему пришлось вставлять трубочки в уши. Частые инфекции меня не очень беспокоили – в детстве они у меня тоже бывали. Мне казалось, что это нормальная часть детства.

6. Все должно быть так, как он считает правильным.

Если что-то, по его мнению, происходило неправильно, он устраивал огромную истерику. Я просто думала: «Ну надо же, с этими двухлетками действительно тяжело справиться». Иногда то, что я считала «капризами», продолжалось бесконечно.

Теперь я знаю, что это были нервные срывы, а не капризы. Их вызывали его сложности с переходами и изменениями в привычном распорядке дня – два признака аутизма. Но мне казалось, что малыши просто так себя ведут. Существует огромная разница между обычными капризами и нервным срывом, но, если вы не знаете об аутизме ребенка, вы не будете знать, на что обратить внимание.

Я помню одну истерику, которая была у него в два с половиной года. Мы только что вернулись домой, но он все никак не выходил из машины. В итоге, я просто занесла его в дом на руках – я не могла ждать его весь день. Он стоял перед входной дверью, вопил и кричал «Хочу идти! Хочу идти!» снова и снова.

Я даже не знаю, как долго это продолжалось. Я пыталась игнорировать это, так как знала, что так нужно обращаться с «капризами». В итоге, я просто не выдержала, вывела его из дома, подвела к машине, после чего он дошел до входной двери и на этом успокоился.

Прошло пять лет, но с тех пор мало что изменилось. Просто самые интенсивные истерики теперь встречаются реже.

Недавно мы зашли в фаст-фуд по дороге домой, и я попросила его и его сестру отнести свою еду в дом. Он побежал в дом раньше нас, и когда я зашла, я обнаружила, что он лежит на диване, уткнувшись лицом в диванную подушку. Я поняла, что нечаянно отдала ему не тот пакет, и он занес в дом еду для сестры.

Читать еще:  Как избавиться от страхов фобий, навязчивых тревожных мыслей

Когда у вашего ребенка аутизм, перепутанные пакеты за столом – это огромная проблема. Я сказала, что он понесет свою еду в дом, так что еда должна была быть его. В итоге он схватил свой пакет с едой, пошел с ним до машины, пристегнулся ремнем к сидению, потом отстегнул ремень и зашел в дом со своим пакетом с едой. При этом на улице был проливной дождь.

7. Он долго не мог расстаться со своей бутылочкой.

Дети с аутизмом очень часто не могут приспособиться к переменам в жизни. Сейчас я уверена, что именно поэтому мы так долго не могли отучить его от бутылочки. У него никогда не было пустышки, так что поначалу я считала, что бутылочка просто помогает ему успокоиться, но это была не единственная причина, почему он не мог с ней расстаться.

Сопротивления изменениям не сводились только к этому. Он отказывался снимать ботинки в доме, иногда ложился в них спать. На то, чтобы он начал надевать зимнюю шапку, уходила половина зимы, а потом половина лета уходила на то, чтобы он согласился на панамку.

Сейчас я в очередной раз пытаюсь найти для него точно такие же кеды, так как он быстро растет, и у него часто меняется размер ноги.

8. Неприязнь к определенным тактильным ощущениям.

Знаете, как некоторые снимают очаровательные снимки, когда их малыши залезают рукой в свой тортик на свой первый день рождения? Мы этого не делали. Как только сын прикоснулся к торту, ему так не понравилось ощущение, что он начал рыдать, и его ничто не могло утешить. Уговорить его попробовать торт оказалось невозможно, мы даже успокоить его не могли.

Такая необычная реакция для ребенка, но он был совсем маленьким, это не вызвало у нас беспокойства. Оглядываясь назад я вспоминаю, что он активно избегал определенных ощущений на ногах. На пляже или во дворе он поднимал ножки и кричал, потому что он не выносил прикосновения травы или песка к пальцам ног.

9. У него не было классических симптомов аутизма.

Пожалуй, основная причина, по которой я упустила все симптомы высокофункционального аутизма у своего сына – это то, что у него совсем не было «классических» признаков.

К своему первому дню рождения он мог сказать 20 слов, к 18 месяцам он говорил короткие предложения. У него не было серьезных задержек по основным вехам развития. В два года он знал буквы, цифры, фигуры, планеты и не только. В три года он мог написать свое имя, узнавал некоторые слова, начинал читать по слогам.

Поэтому я игнорировала свою интуицию, которая говорила, что он отличается. Во всех описаниях аутизма, что мне попадались, говорилось, что у него должна быть задержка речи, и что он не должен смотреть в глаза.

Но, надо помнить, что аутизм – это целый спектр, и все дети очень разные.

Так что, как я уже упоминала в начале этого поста – если вы родитель, и вас что-то беспокоит, не игнорируйте свою интуицию и поговорите с врачом.

Также смотрите:

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Высокофункциональный аутизм: характеристики и классификация

Появление в семье ребенка с аутизмом накладывает на родных и близких дополнительные заботы и обязательства. Развитие подобных деток зависит в основном от настойчивости и старания их окружения. Одной из форм заболевания является высокофункциональный аутизм. Как проявляется заболевание, какие споры и спекуляции ведутся вокруг и как помочь малышу адаптироваться к окружающему миру – тема сегодняшнего серьезного разговора.

Аутизм и высокофункциональный аутизм

Термином «аутизм» называют нарушения в развитии головного мозга, вследствие которых возникает дефицит социального взаимодействия и сложности в общении. Интересы аутистов ограничены, действия повторяются, контакт с внешним миром минимален.

Высокофункциональный аутизм – одна из форм заболевания, о которой ведутся активные медицинские дискуссии. Термин принято относить к людям с относительно высоким коэффициентом интеллекта (более 70). Уровень развития таких пациентов позволяет частично воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию. Однако пациенты с ВФА не избавлены от трудностей в освоении социальных навыков, они немного неуклюжи и зачастую имеют задержку речевого развития.

Классификация

Медицина классифицирует аутизм по этиопатогенетическим факторам. Это значит, что учитывают совокупность причин и механизма развития заболевания. Поскольку клинические проявления всех типов аутизма сходны, их выделили в единую группу, которую назвали термином «расстройства аутического спектра». РАС включают синдром Каннера, то есть тяжелую форму раннего аутизма, синдром Аспергера (высокофункциональный аутизм), эндогенный аутизм, синдром Ретта, аутизм неясного генеза и другие виды.

Причины аутизма, причины высокофункционального аутизма

Несмотря на то что изучением заболевания занимается огромное количество ученых, выяснить общую причину возникновения аутизма пока не удается. По этому поводу ведутся дискуссии. Медики не могут найти общий язык даже в вопросе о том, вызывает ли аутизм единая причина, действующая на генетику, когнитивное развитие и нейронные связи, или это разные причины, действующие на организм одновременно.

Основную ответственность за появление аутизма возлагают на генетику. Но и здесь нет полной ясности. Поскольку присутствует взаимодействие множества генов и частичные генные мутации с сильным эффектом.

Причины высокофункционального аутизма также не установлены точно. Одно из последних исследований в этой области выявило возникновение структурных аномалий в определенных участках головного мозга, которые отвечают за социальное взаимодействие.

Еще один медицинский спор

Целый ряд ученых считает ошибочным утверждение, что высокофункциональный аутизм — это синдром Аспергера. Они утверждают, что это разные заболевания с похожими симптомами. Попробуем объяснить, на чем основаны эти сомнения:

  1. При ВФА наблюдается задержка развития речи, особенно это заметно до трех лет. При синдроме Аспергера задержки речи нет.
  2. Пациенты с синдромом Аспергера имеют лучшее конгниктивное функционирование, чем при ВФА.
  3. Для ВФА характерен более высокий коэффициент интеллекта.
  4. У пациентов с синдромом Аспергера более явное отставание развития мелкой моторики.
  5. У пациентов с ВФА меньше дефицит невербальных способностей.
  6. У пациентов с Аспергером более высокие вербальные способности.

И тем не менее эти два состояния многие считают одним заболеванием с незначительной разницей в симптомах и течении.

Признаки. Физиологические отклонения

Высокофункциональный аутизм, признаки которого рассматриваются в этом разделе, имеет ряд физических и поведенческих проявлений. Наблюдения проводились у больших групп пациентов разными учеными, которые подметили определенную закономерность.

К физиологическим признакам, часто встречающимся у детей с ВФА, можно отнести:

  1. Притупленное или излишне острое сенсорное восприятие.
  2. Частые судороги.
  3. Слабый иммунитет.
  4. Проявление синдрома раздраженного кишечника.
  5. Нарушение функционирования поджелудочной железы.

Поведенческие отклонения

Высокофункциональный аутизм у детей имеет целый ряд поведенческих особенностей:

  1. Проблемы с речью. До года дети почти не гулят, к двум годам словарный запас не более 15 слов, в три года заторможена способность комбинирования слов. Дети неспособны к обобщению и использованию личных местоимений. О себе они говорят в третьем лице.
  2. Слабый или полностью отсутствующий эмоциональный контакт с окружающими. Дети не смотрят в глаза, не просятся на руки, не улыбаются в ответ на улыбку. Они не выделяют родителей, не реагируют на обращения.
  3. Сложности в социализации. В окружении других людей высокофункциональная форма аутизма у пациента проявляется дискомфортом, желанием отгородиться, отойти, спрятаться. Взрослые аутисты ощущают безотчетный страх или тревожность.
  4. Всплески агрессии. Любое неудовольствие вызывает у аутистов гнев, агрессию или истерику. Пациент может ударить или укусить. Часто агрессия направлена на себя, это наблюдается в 30% случаев.
  5. Дети с высокофункциональным аутизмом почти не проявляют интереса к игрушкам. Они не способны к образному мышлению и не понимают, что делать с игрушками. Но может возникнуть сильная привязанность к одной игрушке или к любому предмету.
  6. Узкая сфера интересов. Способность достигнуть результата в одном направлении. Наблюдательность. Потребность доводить до конца начатое занятие.
  7. Стереотипность в поведении. Склонность к определенному порядку действий. Атипичный высокофункциональный аутизм, как и обычная форма аутизма, сопровождается многократным повторением одного и того же слова или действия. Кроме того, пациенты подчиняют свою жизнь строгому распорядку. Любые отклонения вызывают неуверенность или агрессию. Побороть агрессию в этом случае бывает очень сложно.

Высокофункциональный аутизм, симптомы которого рассматриваются в статье, дает возможность ребенку обучаться в обычной школе. Однако для этого родителям придется приложить массу усилий.

Читать еще:  Неврит слухового нерва: причины, симптомы, диагностика

Спекуляции вокруг аутизма

На исследованиях проблемы аутизма сделали карьеру многие врачи и ученые. Но она же привлекла множество мошенников. Так, британский ученый Эндрю Уэйкфилд поднял огромную волну в обществе, опубликовав исследование о том, что прививки от паротита, краснухи и кори влияют на развитие аутизма у детей. Эта тема получила огромный резонанс. Однако через время она была полностью опровергнута. Но противники прививок продолжают спекулировать псевдоисследованием, не упоминая о том, что оно оказалось ошибочным.

Как помочь ребенку с высокофункциональным аутизмом?

Аутизм – неизлечимое заболевание. Он сопровождает человека всю жизнь. Ребенок вырастает, и качество его взрослой жизни зависит настойчивости его окружения. Если взрослые не занимались коррекционной терапией и не учили ребенка взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то он никогда не станет самостоятельным.

Существует ряд рекомендаций, как организовать жизнь аутиста с высокофункциональной формой заболевания. Их выполнение облегчает аутисту взаимодействие с окружающим миром:

  1. Составляйте расписание, придерживайтесь четкого режима дня, предупреждайте о любых изменениях заблаговременно, чтобы аутист привык к мысли об изменении привычного режима.
  2. Определите внешние раздражители. И ребенок, и взрослый с высокофункциональным аутизмом может впадать в агрессию от самых незначительных деталей. Этот может быть определенный цвет, звук или действие. Оградите аутиста от раздражающих факторов.
  3. Научитесь успокаивать истерики, которые бывают у пациентов с ВФА довольно часто. Не давайте аутисту сильно перенапрягаться и уставать.
  4. Заботьтесь о безопасности во время истерики. Убирайте все опасные предметы из зоны доступа.
  5. Не кричите и не пугайте аутиста, не критикуйте его действия. Такое поведение усилит стресс, и больной дольше не сможет успокоиться.

Не отказывайтесь от помощи психологов, логопедов и коррекционных программ. Это поможет ребенку с высокофункциональным аутизмом немного адаптироваться в сложном и враждебном для него мире.

Блог Илоны Пузене

Женщина — создание природы,

источником ее сил является творчество.

10 основных симптомов аутизма, причины и формы заболевания

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Все чаще появляется информация о аутизме. Большему количеству детей ставится этот диагноз. Сегодня мы подробно разберемся: аутизм что это за болезнь симптомы и причины заболевания.

Содержание:

  • Аутизм: что это такое
  • Причины
  • Симптомы
  • Формы
  • Особенности диагностики

Аутизм: что это такое

Начнем с того, кто такие люди с диагнозом аутизм. Прежде всего, стоит сказать, что аутизм — это не совсем диагноз. Это определенное состояние, с которым человек рождается. Человек с таким диагнозом воспринимает мир иначе. Он испытывает трудности при установлении социальных контактов.

Хуже всего то, что при рождении определить, что у ребенка аутизм невозможно. Более того, существующие ныне методики диагностики позволяют определить этот диагноз только начиная c трех лет. Между тем, чем раньше начаты коррекционные занятия, тем больше шансов, что человек будет социализирован.

Причины

Что касается причин возникновения этого заболевания, то мнения врачей и ученых расходятся. К наиболее распространенным причинам появления этого заболевания относят:

  1. Нарушение в генах;
  2. Вредоносные факторы окружающей среды;
  3. Такие экологические факторы как вирусы или инфекции;
  4. Сложности во время родов и многое и другое;
  5. Нарушения в работе гормональной системы;
  6. Воздействие химических препаратов на организм матери во время беременности.

Стоит отметить, что в поддержку или отрицание той или иной версии существует множество научных исследований. Однако единого мнения касательно причин возникновения подобных проблем пока нет.

Симптомы

Наиболее часто встречающиеся симптомы:

  1. Мимика практически отсутствует. В тяжелой форме может отсутствовать и речь;
  2. Малыш может не улыбаться другим детям. Не поддерживает зрительный контакт;
  3. Если речь присутствует, то возможны проблемы с интонацией и ритмом говорения;
  4. Отсутствие желания общаться со сверстниками;
  5. Нет эмоционального контакта с близкими (даже с родителями). Дети-аутисты редко делятся своими переживаниями с другими. И они не делают этого, не потому что не хотят, а потому что не чувствуют в этом потребности;
  6. Отсутствует подражание мимике или жестам других. В норме мы повторяем за другими часть их жестов, чтобы продемонстрировать им свою симпатию. Конечно, мы делаем это подсознательно. Однако у людей с диагнозом аутизм такой механизм налаживания социальных связей отсутствует;
  7. Поведение обычно нервное и отчужденное;
  8. При резком изменении окружающей обстановки может возникнуть истерика;
  9. Сильная концентрация на конкретном предмете. При этом часто возникает потребность держать этот предмет постоянно при себе;
  10. Есть потребность постоянно повторять одни и те же действия.

Читайте также:

Стоит сказать и o том, что дети-аутисты отличаются неравномерным развитием. По этой причине такой ребенок может быть одаренным в какой-то конкретной сфере. Например, музыка, математика или рисование. Однако если есть такая одаренность, то малыш скорее всего будет заниматься своим любимым занятием дни напролет. Любое отвлечение будет грозить началом истерики.

Если социализация и коррекция прошла успешно. У взрослых аутистов последствия могут выражаться следующим образом:

  1. Ритуальные действия. Для успокоения они могут выполнять какие-то ритуалы: например, щелкать пальцами или постукивать костяшками пальцев по столу после выполнения какого-то важного дела;
  2. Мимика и жестикуляция — ограниченная, не отражает никаких эмоций;
  3. Испытывают трудности в понимании и проявлении эмоций;
  4. Агрессивное поведение даже малейших изменений в окружающей обстановке.

Формы

В вопросе исследования аутизма у детей, важное место выделяется определению формы заболевания. Ведь чем тяжелее форма, тем сложнее помочь малышу.

К формам или видам аутизма относят:

Синдром Каннера или детский аутизм (считается легкой формой)

Здесь речь идет о появлении первых признаков аутистического поведения касательно социального поведения. При этом проявляется нарушения сна, нарушается работа желудочно-кишечного тракта. Появляются первые вспышки агрессии или тревожности;

Атипичная форма

Проявляется после трехлетнего возраста. Чаще всего наблюдается в комплексе с речевыми нарушениями (речь идет о невербальном аутизме) или умственной отсталостью;

Дезинтегрированное расстройство раннего возраста

Особенностью является то, что некоторое время развитие ребенка происходит нормально. Однако в какой-то момент развитие останавливается и развивается аутистичное расстройство;

Гиперактивность в комплексе с умственной отсталостью и стереотипией

Кроме гиперактивного поведения в детстве (которое в подростковом возрасте сменяется на пониженную активность) наблюдается также низкий интеллект. Он обусловлен органическим поражением мозга;

Высокофункциональный аутизм или синдром Аспергера

Наблюдается нарушение в формировании социальных контактов. Постоянное увлечение одним и тем же занятием (например, рисование, математика или музыка, о которых мы уже упоминали раньше)

Особенности диагностики

Итак, мы уже поговорили о том, что такое диагноз аутизма у детей. И еще один важный вопрос — особенности диагностики заболевания.

Для того чтобы заподозрить наличие у ребенка расстройства аутистического спектра достаточно трех симптомов:

  1. Сложности в коммуникативном процессе. Особенно со сверстниками;
  2. Трудности с поведением в социуме;
  3. Повторяющееся поведение. Например, когда ребенок может часами перекладывать игрушки с одного места в другое и обратно. Или сидеть и бездумно делать одно и то же движение.

Если вы заметили что-то подобное у своего малыша, то следует обратиться к нейропсихологу или невропатологу. Он производит обследование согласно критериям МКБ — 10 (это международный классификатор болезней с полным перечнем симптомов).

Если с реальным положением вещей в классификаторе совпадает больше чем шесть симптомов, то назначается медицинское обследование.

Также определить, действительно ли у ребенка аутизм помогает множество оценочных шкал. Тут производится, как опрос родителей касательно особенностей поведения их ребенка, так и наблюдение за самим малышом в привычных для него условиях.

Сегодня мы с вами говорили о том, что такое аутизм, каковы его симптомы и причины появления. Зацепили и вопрос диагностики. Единственное, что хочу добавить: если вы заподозрили что-то подобное у своих детей стоит обратиться к специалистам и не стоит впадать в панику.

Если диагноз не подтвердится, то вы сможете выдохнуть спокойно. Если же диагноз подтвердится, то малышу нужны сильные и сосредоточенные родители, твердо верящие в то, что они могут справиться со всем. И помните: чем раньше начать работу, тем легче адаптация к социальной жизни.

А на сегодня у меня все! Если у вас возникли вопросы — пишите, будем на них отвечать! А пока не забывайте подписываться на обновления в блоге и делиться интересными материалами в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам в Контакте. Там вас ждут идеи для творчества, интересные мысли, модные коллекции и многое другое.

С вами была, практикующий психолог Мария Дубынина

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector