0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Аутизм: причины, признаки, лечение, диагностика

12 Признаков аутизма у взрослых

Аутизм – считается, часто данный недуг проявляет себя уже в раннем возрасте особенными внешними чертами, невозможностью общения или неадекватным поведением. Но порой случается, что аутизм у взрослых почти никак не проявляется, потому больные живут без конкретного диагноза на протяжении всей жизни.

Аутизм у взрослых

Аутизм относится к генетически обусловленным недугам, возникающим по причине хромосомных сбоев. Многие сопоставляют патологию с умственной недоразвитостью, отрешенностью больного и его бездейственностью. На практике все обстоит иначе. Среди аутистов очень много талантливых и выдающихся личностей. Столь неправильное восприятие лиц, страдающих аутизмом, часто становится причиной насмешек со стороны окружающих. В результате пациент становится еще более замкнутым, подавляя собственные гениальные способности.

Взрослый аутический синдром от детского отличается проявлениями.

Иногда недуг формируется на фоне длительно беспокоящих депрессивных расстройств. По причине такой обособленности от реальности и ярко выраженного нежелания к контактированию с окружающими возникает приобретенный аутизм у взрослых. Синдром опасен, потому как чреват абсолютными расстройствами человеческой психики. Пациент становится конфликтным, из-за чего может потерять рабочее место или семью и пр.

Признаки аутизма у взрослых характеризуются яркой выраженностью. Хоть пациенты и наделены интеллектом, имеют определенные жизненные задачи и богатое внутреннее мировоззрение, их взаимоотношения с остальными достаточно сложные. Большинство отлично управляется с бытовыми задачами, но жить и заниматься творчеством они продолжают обособленно. Но бывают и сложные случаи патологии, когда пациенту непостижимы даже самые простые навыки самообслуживания.

Признаки

При подозрении на аутизм нужно обратить особое внимание на одиночество пациента. Обычно аутисты предпочитают изолированное существование, поскольку в обществе отсутствует понимание. У деток патология характеризуется психоэмоциональными расстройствами, а проявление аутизма у взрослых связано с закрытым, обособленным образом жизни.

Еще одним характерным признаком аутического расстройства у взрослого считаются коммуникативные проблемы. Наиболее резко они проявляются во время разговора на резких или повышенных нотах. В подобной ситуации у пациента возникают проявления агрессивности, а в животе концентрируются выраженные боли.

Внешние признаки аутизма у взрослых могут проявляться в таких формах:

  1. Легкий аутизм у взрослых сочетается с беспорядочными и непроизвольными движениями: тереблением деталей одежды или почесываниями во время разговора;
  2. Трудное освоение новых умений, минимальное количество каких-то интересов или увлечений;
  3. Обычно знакомства аутистов сохраняются ненадолго, потому как пациент не понимает правил и принципов общения оппонента;
  4. Присутствуют речевые отклонения, которые проявляются шепелявостью или неспособностью произносить какие-то звуки, заторможенностью, речь больного несвязная, а словарный запас скуден;
  5. Зачастую взрослые аутисты разговаривают монотонно и однообразно, не проявляя в разговоре никаких эмоций;
  6. При резких звуках либо чересчур ярком свете у аутиста зачастую начинаются панические атаки;
  7. Деятельность аутиста постоянно имеет цикличный характер, напоминающий ритуальное действо;
  8. Аутизм во взрослом возрасте нередко характеризуется отсутствием тактичности, что заметно по громкой речи и манере нарушать пространство интимной зоны;
  9. Иногда патология осложняется слабым слухом, немотой, что только усиливает изоляцию пациента;
  10. К происходящему такие пациенты обычно равнодушны, они не проявляют эмоций даже когда у близких случается какое-то горе или радостное событие;
  11. Аутисты часто проявляют выраженное нежелание к тому, чтобы до них или их вещей кто-то дотрагивался;
  12. Аутисты часто проявляют агрессию к окружающим, могут бояться их.

У аутистов практически отсутствует чувство опасности, они способны неуместно засмеяться, у них пониженная болевая чувствительность. Порой агрессия возникает просто из-за нового предмета в гардеробе. В подобной клинической ситуации рекомендуется обеспечить привычную среду для аутиста, где другие домочадцы не должны ничего трогать.

Аутизм у взрослых мужчин характеризуется постоянством, напоминающим цикличную деятельность, будто паранойя. Важной ценностью становится систематизация предметов, окружающих больного. Такими манипуляциями мужчины предупреждают панические атаки и агрессивные приступы. Хоть признаки аутизма у взрослых мужчин связаны с узким спектром интересов, для каждого больного типичны свои увлечения к цикличному повторению разных действий.

Хоть патология больше типична для мужского населения, часто встречаются симптомы аутизма у взрослых женщин. Но в большинстве случаев дамы живут с невыявленной патологией до конца жизни. Плохо то, что они не получают должной помощи и лечения, для облегчения существования и ведения нормальной жизни.

Пациентки с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера, как правило, наделены уникальными характеристиками, что серьезно затрудняет диагностику недуга. В результате сильные стороны умело маскируют недостаточность прочих навыков.

Признаки аутизма у взрослых женщин отчасти проявляются некоторой неряшливостью, отсутствием стремления к самосовершенствованию и пр. Распознать аутизм возможно по необычному отношению к деткам. Аутичные мамы не воспринимают родительскую ответственность, безучастны к жизни своего чада, им неважно, голоден ребенок или сыт, как одет и пр.

Формы недуга

Для каждого типа характерна идентичная симптоматика, но они имеют и некоторые различия.

Специалисты выделяют несколько наиболее распространенных аутичных форм:

  • Синдром Каннера. Типичны ярко выраженные поражения головномозговой коры, приводящие к коммуникационным проблемам. Пациенты страдают речевыми отклонениями, присутствует агрессивность, слабо выражен интеллект. К такому аутисту найти подход практически невозможно. Это наиболее сложная аутическая форма, для которой типично наличие практически всех проявлений патологии;
  • Синдром Аспергера. Отличается аналогичной симптоматикой, но проявляется в сложной либо легкой форме, чаще протекает более мягко. Симптомы легкого аутизма у взрослых не препятствуют становлению аутиста в полноценного члена общества, если тот сможет преодолеть страх и робость. Такие больные способны выполнять нужные для работы и полноценной жизни действия. Но они порой сильно зацикливаются на работе, у них нет увлечений, все время стараются проводить в изоляции;
  • Синдром Ретта. Наиболее опасная форма, передается по женскому наследованию. Поведенческую симптоматику легко купирует медикаментозное лечение, однако, речевые и внешние отклонения убрать лекарствами невозможно. Развивается недуг долго, встречается редко. Признаки аутизма у взрослых женщин обычно связаны с отсутствием коммуникации, несоциабельностью и склонностью к символизации. Такие больные обычно живут всего около 30 лет;
  • Атипичная форма. Для данного аутизма типично отсутствие одного из характерных признаков, что усложняет диагностику. Присутствуют речевые и двигательные нарушения, расстройства двигательных функций.
  • Высокофункциональный аутизм. Эта форма патологии диагностируется, когда у пациента выявляются относительно высокие показатели интеллекта (больше 70). Подобная аутичная форма проявляется притупленным либо острым сенсорным восприятием, ослабленным иммунитетом. Высокофункциональный аутизм у взрослых сопровождается раздраженным кишечником, периодическими приступами судорожных сокращений мышц, нарушениями в деятельности поджелудочной. Признаки высокофункционального аутизма у взрослых характеризуются поведенческой стереотипностью, узким спектром интересов, внезапными вспышками агрессии и затруднениями в социализации.

Определить точный диагноз сможет только специалист, поскольку для выявления аутизма любой формы необходима очная консультация специалиста и достаточно продолжительное наблюдение за больным.

Реабилитация

Обычно аутические расстройства диагностируются еще в детстве, но бывает и иначе, когда клиническая картина стертая, пациент может жить до взрослого и даже зрелого возраста, не зная о своей психопатологической особенности. По статистике примерно трети аутистов с болезнью Аспергера никогда не ставился подобный диагноз.

Незнание болезни способствует серьезным проблемам во всех сферах жизни пациента от семьи и до профессиональной деятельности. К ним зачастую относятся как к странным, психически нездоровым людям или вовсе подвергают дискриминации. Поэтому такие больные стараются избегать общества, выбирая одинокую жизнь.

В специализированных учреждениях аутисты могут пройти реабилитацию, которая поможет сократить проявления тревожности, повысить внимание и концентрацию, нормализовать психофизическую форму и пр. Сюда можно отнести музыкальную терапию, гидротерапию, занятия с логопедом или театральный кружок.

Чем раньше приступить к коррекции, тем выше будет социализация больного во взрослом возрасте. В спецшколах подростков совершенствуют в самообслуживании и самостоятельности действий, планировании своей деятельности, социальных умениях. Они занимаются по специальным программам вроде АВА, FLOOR TIME, RDI, система TEACH и пр.

В некоторых государствах даже практикуется создание специальных квартир, где больным будут помогать опекуны, но и самостоятельности при этом пациенты лишаться не будут. Если же недуг развился в полную силу, то за таким пациентом понадобится постоянный уход родственников, поскольку на самостоятельную жизнь они не способны.

Рекомендации членам семьи аутиста

Качество жизни при подобной патологии вполне возможно повысить, если близкие будут активно участвовать в процессах адаптации аутиста к обществу. Основная роль в данных процессах отводится родителям, которые должны хорошо изучить особенности заболевания. Можно посещать центры по аутизму, для детей существуют спецшколы.

Поможет и соответствующая литература, из которой семья больного узнает все тонкости построения отношений и совместного проживания с таким человеком.

Вот еще несколько полезных рекомендаций:

  • Если аутист склонен к побегам из дома, а самостоятельно найти обратную дорогу не может, желательно прикрепить к его одежде бирку с телефоном и адресом;
  • Если предстоит какая-то длительная поездка, то рекомендуется взять что-то из любимых вещей больного, что помогает ему успокоиться;
  • Избегайте длинных очередей, ведь в них у аутистов часто начинается паника;
  • Не стоит нарушать личное пространство больного, у него должна быть своя комната, где вещи и предметы он расставит и разложит по своему усмотрению, при этом домочадцам трогать, передвигать, переставлять, перекладывать ничего нельзя.
Читать еще:  Болезни любви: чем опасен половой герпес

Семье стоит принять, что их близкий человек особенный, поэтому надо учиться жить с учетом данного обстоятельства.

Можно ли получить инвалидность

Инвалидность взрослому с аутизмом, согласно действующему законодательству, положена. Для этого:

  1. Надо обратиться по месту прописки в поликлинику, чтобы подтвердить диагноз. Обращаться можно к психиатру или неврологу.
  2. Доктор после обследования выдаст направление на медэкспертизу, даст рекомендации относительно дополнительных обследований и специалистов, которых нужно будет пройти.
  3. Когда обследование завершится, все результаты передаются доктору (психологу, психиатру), выдавшему соответствующее направление. Именно он будет заниматься подготовкой документации для комиссии.
  4. Осталось только прийти на МСЭ с окончательно оформленными документами.

Статья в тему: Как оформлять инвалидность по аутизму

Отзывы

Немало взрослых аутистов делятся отзывами о своем состоянии, пытаясь донести до окружающих свои трудности. Например,

Александра из Санкт-Петербурга пишет: «К аутистам необходимо особенное отношение. Эти люди не высокомерны, просто они многого не могут сделать без соответствующей инструкции. Нас не надо жалеть, нам надо помогать».

Или вот еще одно откровение молодого парня из Москвы: «Не смог поступить ни в один ВУЗ, хотя очень хотел получить образование программиста, а еще музыкальное. Хорошо, что сейчас есть всемирная сеть, где я спокойно общаюсь и никто не нарушает мое пространство. Кстати, именно здесь я нашел людей с аналогичным диагнозом. Мы друг друга поддерживаем».

Из этих отзывов становится ясно, что жизнь взрослых с подобными расстройствами сложна, им нелегко найти себя в социуме, ведь общество игнорирует все проблемы таких пациентов. Обидно, что в том же Израиле данной проблемой занимаются на более высоком уровне.

Выводы

Аутизм поддается коррекции при правильном подходе. Не существует специального лекарства, способного избавить пациента от характерных проявлений патологии. Но как жить взрослому с аутизмом.

Помочь больным все же возможно. Посредством медикаментозных препаратов и поведенческого направления терапии можно существенно сократить риски возникновения психических расстройств, панических или агрессивных приступов.

При сложной форме заболевания, близким нужно позаботиться о попечении и уходе, причем пожизненном, подобрать наиболее оптимальную программу, по которой пациент будет жить и заниматься. Если же патология протекает в легкой форме, то больному понадобятся коррекционные занятия, где он обучится социализации, к примеру, перестанет пугаться окружающих, научится здороваться при встрече и интересоваться чувствами окружающих, а также сможет нормально выражать свои эмоции и чувства.

Такие аутисты вполне могут обучиться навыкам общения в трудовом коллективе, что даст им возможность нормально работать.

Аутизм: причины, признаки, лечение

  • Врачи
  • Лечение
  • Диагностика

Название этого заболевания происходит от латинского слова autos — «сам» (аутизм — погружение в себя).

Ребенок, страдающий аутизмом, живет в собственном мире, он плохо понимает и воспринимает события, происходящие вокруг него. Аутист избегает общения с людьми, в том числе и с родителями, может не реагировать на обращенную к нему речь, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха. Несмотря на многие «странности» аутичный ребенок может быть высокоинтеллектуальным и даже проявлять гениальные способности в какой-либо области. Из него может вырасти прекрасный музыкант, художник, ученый и т.д. В тоже время этот же ребенок может не иметь простейших бытовых и социальных навыков.

История аутизма

Понятие «аутизм» было впервые введено Э. Блейером в 1920 г. как симптом при тяжелых нарушениях взаимодействия с реальностью у взрослых больных шизофренией. Ранний детский аутизм был описан Лео Каннером (1943 г., синдром Каннера), а затем Гансом Аспергером (1949 г.). Тогда одно из определений аутизма звучало как «разобщенность человека с внешним миром». Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Основная проблема аутизма заключается в непонимании, невосприятии человеком событий, происходящих вокруг.

Аутизм — горе для родителей

Наибольшие проблемы выпадают на долю родителей после того, как они осознают, что их ребенок не такой, как другие. Их беспокоит чувство вины и разочарования, они находятся в состоянии хронического стресса. Главное в этой ситуации – не отчаиваться, и как можно раньше обратиться за консультацией к детскому психиатру. В настоящее время существует множество методик, позволяющих адаптировать ребенка к нормальной жизни. Родители должны как следует разобраться в том, что происходит с ребенком, по возможности установить с ним эмоциональный контакт, научиться влиять на ситуацию, изменяя ее к лучшему. В этом им может помочь общение с другими семьями, столкнувшимися с такой же проблемой.

Насколько распространен аутизм?

Аутизм встречается не так уж редко. По данным статистики, в Великобритании диагностируется примерно 60 случаев на 10000 детей (данные 2001 года), в США — 55-57 случаев на 10000 (2006 год), в Канаде — до 102 случаев на 10000 детей (2006 год). Наиболее подвержены аутизму мальчики, причем симптомы болезни проявляются уже в возрасте до 2-2,5 лет.

Причины аутизма

Доказано, что большая часть случаев аутизма наследственно обусловлена, однако точные механизмы наследования до настоящего времени неизвестны. Единственное, что можно утверждать достаточно определенно — это то, что наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет — во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, вероятно, являются не причиной, а условиями развития аутизма.

Появлению признаков аутизма в возрасте до 2-2,5 лет нередко предшествуют:

  • различные патологии беременности
  • родовые травмы, асфиксия во время родов
  • факторы, действующие после рождения.

Последние научные исследования не подтвердили популярную теорию о том, что развитию аутизма способствует применение вакцин, изготовленных с применением ртутьсодержащего консерванта тимерозала, а также прививки «три в одном» против кори, краснухи и свинки (MMR).

Аутизм и современная медицина

Возможно, лучше понять механизм развития болезни помогут недавние исследования. Они показали, что при аутизме мозг растет преимущественно в первые два года жизни, а затем изменений размеров практически не отмечается. В юности процессы идут так же, как и у нормальных людей. В результате этого у взрослых пациентов, страдающих аутизмом, окружность черепа больше, чем у здоровых людей. Причем повышение интенсивности роста мозга совпадает с появлением симптомов аутизма, что указывает на непосредственную взаимосвязь этих процессов.

В настоящее время аутизму уделяется особое внимание. Это связано с тем, что с каждым годом число случаев аутизма неуклонно растет (особенно в западных странах). Однако пока неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами, или же происходит в связи с расширением границ понятия «аутичность».

Детский аутизм — способы раннего выявления и лечения

Малышей, у которых обнаружен детский аутизм, также называют «детьми дождя». Для некоторых родителей диагноз врачей становятся шоком, ведь многие из них даже не подозревают о наличии заболевания до консультации. Иногда характерные черты детского аутизма воспринимаются взрослыми, как проявление индивидуальности. Как же вовремя выявить недуг, и какими методами бороться с ним?

Что такое детский аутизм

Для недуга характерен выраженный всесторонний дефицит общения и социального взаимодействия, повторяющиеся действия, ограниченные интересы. Все названные признаки можно заметить уже до трехлетнего возраста. Похожие состояния, при которых замечены более мягкие проявления, причисляют к расстройствам аутистического спектра.

Попросту говоря, детский аутизм – это нарушение развития нервной системы. Ему свойственны различные симптомы, многие из которых впервые появляются в младенческом или раннем детском возрасте. Пример: неадекватные реакции на дискомфорт, слишком яркие реакции испуга или плача в ответ на незначительные изменения окружающий среды или слабый звуковой раздражитель. Также характерно ослабление реакции на позу кормления. Искажены реакции «комплекса оживления» — демонстрируется аффективная готовность к контакту со взрослыми. Реакция оживления может проявиться в отсутствии взрослого, относясь к неодушевленному предмету. У взрослых симптомы сохраняются, но в более слабой форме. По одному симптому невозможно определить детский аутизм.

Для диагноза характерны:

  • нарушения во взаимной коммуникации;
  • недостаток взаимодействий социального характера;
  • повторяющиеся действия, ограниченность интересов.

Почему развивается аутизм у детей

Развитие детского аутизма вызвано разными факторами. Некоторые обыватели до сих пор верят в известные мифы, несмотря на научные опровержения. В 70-х годах минувшего столетия пользовалась популярностью теория о «бездушных и холодных матерях», сдержанное отношение которых и является причиной развития заболевания. В этой теории есть лишь один близкий к истине момент: родители малышей, столкнувшиеся с симптомами детского аутизма, действительно реже прикасаются к нему, выстраивая общение по логичной и четкой схеме, без излишних эмоций. Но стоит понимать, что подобное поведение продиктовано самим ребенком: детскому аутизму свойственна гиперреакция при прикосновениях. Также они не могут отследить смысл речи, если он имеет подтекст вроде юмора, отсылок к иным ситуациями – родители вынуждены говорить четко, лаконично и по делу. Вывод: поведение родителей не имеет влияния, первично нарушение развития.

Еще один миф о развитии детского аутизма: вакцины от краснухи. Неоднократно было доказано, что между вакцинированием и детским аутизмом связи нет. Истинные причины развития нарушения аутического спектра неизвестны, хотя и существуют факторы, увеличивающие вероятность рождения ребенка с таким заболеванием.

  • наличие родственников с аутизмом;
  • поздний возраст родителей при зачатии (в особенности, отца);
  • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7-8 и дальше);
  • заболевания матери в период беременности (туберозный склероз, краснуха, чрезмерная масса тела).
  • ДЦП.

Некоторые отклонения провоцируют развитие аутичных черт. Пример: при нарушении речи, слуха, синдроме дефицита внимания признаки аутизма являются сопутствующими при основной патологии в связи с искажением восприятия у ребенка.

По каким симптомам можно выявить нарушения

Выделяются разные признаки недуга – это зависит от степени нарушения, специфики заболевания, выраженности, возрастного периода.

Читать еще:  Невралгия плечевого сплетения: лечение, симптомы и причины болезни

В общем, выделяются четыре направления, характеризующие нарушения в развитии:

скудное, искаженное либо отсутствующее социальное взаимодействие;

стереотипии в речи, поведении;

коммуникация стереотипическая, жестовая, зачастую не требующая диалога.

Признаки детского аутизма от 3-х месяцев до 2 лет

  • отсутствие «позы готовности» к телесному контакту: малыш не тянет к родителям руки, не стремиться оказаться на груди или на коленях;
  • нет привязанности к маме или замещающему ее взрослому, а также комплекса оживления в виде гуления, улыбки, физической активности;
  • редкий или отсутствующий зрительный контакт;
  • отсутствие интереса к общим играм с другими детьми, взрослыми, а также агрессия при попытке общей деятельности. Предпочитает игры в одиночку;
  • высокая чувствительность к звуковым, телесным и световым раздражителям. Выражается в виде истерики, испуга;
  • отсутствие гуления, задержка экспрессивной речи, слоговая речь. В возрасте 1,5-2 лет может происходить нормальное развитие речи, но впоследствии происходит регрессия речевых навыков;
  • эхолалия – неосмысленное повторение фраз и слов за взрослыми, героями мультиков и так далее;
  • тревожный сон, плохой или избирательный аппетит;
  • игнорирование обращенной к нему речи, просьб;
  • неразвитость сюжетно-ролевых игр;
  • привязанность к определенному режиму, маршрутам, распорядку, положению предметов и так далее.

Признаки детского аутизма от 2-х до 11 лет

  • Неадекватное восприятие опасности: у ребенка нет страха высоты, транспорта, животных. При этом может реагировать боязливо или агрессивно на обычные предметы: ложка, стул, чашка и так далее.
  • Стереотипия и выраженные ритуалы, навязчивая жестикуляция.
  • Своеобразное развитие речи или выраженные нарушения. Пример: отсутствие местоимения «я» и его смысловой нагрузки, отсутствие в инициации диалога.
  • Признаки страха, агрессии, смеха, истерики без видимых причин.
  • Во многих случаях очевидно нарушение когнитивного развития, часто выраженное хаотично: повышенное внимание к мелодиям, цифрам при невозможности писать, читать и тому подобное.

В подростковом периоде симптомы могут усугубиться из-за гормональных изменений и на фоне нарушения коммуникации и социального взаимодействия.

Выявление раннего детского аутизма

Последние исследования указывают на то, что первые признаки детского аутизма можно выявить у детей в 2-3 года. Грудным детям не характерен комплекс оживления в моменты появления родителей в поле зрения. Также у них наблюдается отсутствие зрительного контакта, социальной улыбки, пониженная или повышенная чувствительность к тактильным, звуковым и шумовым раздражителям. Тем не менее, в этом возрасте диагноз «детский аутизм» ставится лишь при выраженной симптоматике. Нередко родители могут обнаружить явные симптомы заболевания, если в их семье уже были дети с расстройством аутичного спектра.

Позже всего диагноз детский аутизм получают первые дети в семье из-за неопытности родителей, не замечающих явных отклонений в поведении малыша. В среднем диагноз ставится в возрасте 2,5-3 года. Обычно этот период характерен нарастанием общих признаков нарушения, а также первыми контактами со сверстниками в детских садах, группах общего развития – на фоне прочих детей заметнее выделяются признаки нарушения. К 3-м годам от малышей ждут появления определенных навыков, и у аутистов они запаздывают или не вырабатываются.

Детский аутизм – это нарушение в развитии, и раннее выявление проблемы позволит адаптировать ребенка с более высокой эффективностью. Важно не упустить время, необходимое для приобретения разных навыков и умений. Зарубежными специалистами рекомендуется в 1-1,5 года провести самостоятельную оценку малыша на наличие болезни, протестировав наиболее вероятные отклонения при аутизме.

Для этого ответьте на такие вопросы:

Есть ли у ребенка интерес к прочим детям?

Нравится ли ему быть на руках у родителей, ищет ли он тактильных контактов вовремя плача, перед сном?

Имеется ли предметно ролевая игра (машинки, кормление куклы, укладывание игрушки спать)?

Присутствует ли зрительный контакт и указательный жест?

Нравится ли ему играть с родителями или прочими родственниками?

Пытается ли ребенок найти глазами кошку или какую-либо вещь, если на нее указать пальцем и назвать ее?

Многие вопросы направлены на выяснение наличия контактов между ребенком и окружающим миром. Если большинство ответов в 1,5 года отрицательные, следует проконсультироваться со специалистом.

Методы лечения детского аутизма

К большому сожалению у медиков и родителей на сегодняшний день нет методик, способных полностью излечить от детского аутизма. Отчаиваться не стоит: согласно современной статистике, при своевременном психологическом и педагогическом вмешательстве, ребенок сможет реализовать заложенный потенциал. Существует немало коррекционных центров, оказывающих помощь таким детям. Изучите информацию о таких учреждениях в своем городе, посоветуйтесь с другими родителями аутистов (имеется немало специализированных форумов).

Рассмотрим популярные виды коррекции, реабилитации и терапии детского аутизма.

Сначала определим категории, на которые делятся методы лечения:

  • Биомедицинский метод коррекции.
  • Лечение медикаментами.
  • Терапии, корректирующие поведение и общение.
  • Альтернативная и комплементарная медицина.

Известные терапии, которые направлены на общение и коррекцию поведения.

Прикладной анализ поведения (ABA)

Методика АВА является одним из наиболее используемых видов поведенческой терапии. В ее основе лежат научные принципы, позволяющие сформулировать базовый социальный набор знаний и навыков малыша. Основную роль в методике играет мотивация малышей, и система поощрения из достижений. «Правильное» поведение ребенка отмечается наградой – это побудит его демонстрировать желаемое поведение. На сегодняшний день поведенческие методы коррекции детского аутизма являются научно доказанными. Они применимы по отношению к маленьким и взрослым аутистам.

Раннее вмешательство в течение детского аутизма, основанное на поведенческой терапии – наиболее эффективный метод коррекции расстройства. Очень важно внимательно отнестись к вопросу, чтобы не упустить важное время. Родители, обратившие взор на АВА, способны обучить ребенка важным навыкам, пользованию речью, социальному взаимодействию. В особо успешных случаях ребенок может научиться катанию на велосипеде, правильному удержанию ручки и прочему. Способы обучения, базирующиеся на поведенческой терапии, очень полезны – им следует находиться в основе помощи всем пациентам, страдающим от детского аутизма.

TEACCH

В лечении детского аутизма также эффективен TEACCH. Речь идет о методе под названием «Структурированное обучение». В его базе лежит понимание деталей процесса обучения, которые характерны для аутистов. Используются наглядные пособия для успешного лечения детского аутизма и понимания информации. Множество эмпирических исследований, направленных на исследования особенностей восприятия информации аутистами, поддержали подход TEACCH.

Упомянутая методика базируется на визуальных подсказках. Они могут показать ребенку, как вести себя в разных бытовых ситуациях – одеваться, мыть руки, чистить зубы, ходить на прогулку, покупать хлеб и тому подобное. Информация подается в доступном виде, разбиваясь на небольшие шаги.

Логопедия и речевая терапия

Почти у всех людей с аутизмом имеются трудности с речью. Порой эти проблемы очевидны. Детскому аутизму свойственно почти не использовать речь, не инициировать диалоги. Нередко корни проблемы находятся не в грамматике или артикуляции, а имеют отношение к «прагматике речи» (пользование речью для установления социальных контактов). Речевой терапией можно помочь многим детям, страдающим аутизмом.

Эрготерапия, трудотерапия, оккупационная терапия

В оккупационной терапии или трудотерапии внимание сфокусировано на формировании навыков, используемых в повседневной жизни. Многие аутисты отличаются неполноценно развитыми навыками в области мелкой моторики, и им важна такая терапия. Опытные оккупационные терапевты нередко имеют знания в области сенсорной интеграции. Речь идет о действенной технологии, помогающей детям-аутистам побороть высокую чувствительность к свету, звуку или тактильным контактам.

Терапия социальных навыков

Отсутствие коммуникативных и социальных навыков – серьезная проблема детского аутизма. Многим детям нужна помощь в формировании простейших навыков. Пример: общение с новым знакомым, ведение беседы, соответствующее поведение в детском парке и так далее. Терапевты, обучающие социальным навыкам, способны облегчить социальные контакты малыша-аутиста со сверстниками.

Игровая терапия

Многим это может показаться странным, но маленьким аутистам требуется помощь не только в построении социальных связей, но и в обычных играх. Упомянутая терапия станет отличным инструментом для формирования коммуникативных навыков и построения речи. Особенно полезными станут игровые терапевты, имеющие опыт в области таких известных методов, как Play Project и Floortime. Для положительного результата иногда бывает достаточным подключить игровую терапию к физической, речевой или оккупационной.

Визуальная терапия

Для многих аутистов характерно визуальное мышление. Некоторым из них удается неплохо взаимодействовать с системами связи, использующими иллюстрации (пример, PECS). Видео игры и моделирование, а также электронные системы коммуникации также направлены на работу с преимуществами существенных визуальных способностей аутистов. В интернете можно ознакомиться с информацией о РЕСS и прочих системах альтернативной и вспомогательной коммуникации.

Пет-терапия

Такой терапией называют коррекцию с участием животных. Безусловно, она очень эффективна. Основное направление пет-терапии: развитие коммуникативных навыков малыша. При тесном контакте с животными, происходит явное улучшение состояния. Улучшается сон, полностью исчезают головные боли. Чаще всего в терапии участвуют лошади и собаки, но в некоторых случаях специалисты рекомендуют общение с кошками или дельфинами. В общем, ипотерапия, канистерапия, дельфинотерапия – методы лечения с участием животных. Многие родители отмечают эффективность непосредственно этого метода.

Детский аутизм: что это такое и как он проявляется?

Аутизм, или расстройство аутического спектра как диагноз существует не так давно. Разнообразие симптомов, которыми проявляется аутизм, позволяет говорить о широкой вариабельности заболевания: от незначительных аутичных черт до тяжелой болезни, когда больной требует постоянного ухода.

Эпидемия аутизма: есть ли повод для паники?

В последние годы СМИ рассуждают об эпидемии аутизма, охватившей мир: аутичные черты регистрируются, по разным данным, у одного из 100 или 1000 детей, в различных странах статистики выявляют разную частоту диагноза. В то время как еще несколько десятилетий назад аутизм относили к редким психическим заболеваниям. Почему наблюдается такая тенденция?

Среди причин «эпидемии» ученые называют, во-первых, расширение понятия «аутизм» до «расстройства аутичного спектра», в которое могут входить как незначительные, но характерные признаки нарушения развития, так и синдромы Ретта, Аспергера и классический симптомокомплекс аутизма.

Вторая причина – распространение информации о болезни. Те формы заболевания, которые ранее относили к «странностям ребенка», застенчивости, замкнутости, интроверсии, а порой и к шизофреническим состояниям, сейчас регистрируются, как РАС. Ну и третья причина – гипердиагностика, особенно со стороны родителей.

Читать еще:  Гепатит С генотип 2 что это такое, лечение и прогноз

Аутизм стал своеобразным «модным» заболеванием, романтизируемым из-за распространения информации о «суперумных» детях и взрослых с синдромом Аспергера, появления фильмов о частных проявлениях аутизма. Немаловажное значение играет и желание некоторых родителей оправдывать отдельные нарушения воспитательного процесса личностными особенностями детей: СДВГ, аутизм кажутся поводом для оправдания поведения избалованных детей, что ухудшает отношение к семьям с детьми, у которых заболевания действительно подтверждены, и усложняет как социализацию, так и коррекционные мероприятия больных для детей.

Подводя итоги, можно сказать, что так называемая «эпидемия аутизма» – следствие уточнения симптомов заболевания и информированности населения. После переходного этапа количество больных с диагнозом «расстройство аутичного спектра» будет оставаться стабильным.

В каком возрасте проявляются первые симптомы аутизма?

В соответствии с последними исследованиями, первые признаки расстройства аутического спектра можно отметить у детей в возрасте 2-3 лет. У грудных детей не проявляется комплекс оживления при появлении родителей в поле зрения, отсутствует глазной контакт, социальная улыбка, могут наблюдаться проявления повышенной или пониженной чувствительности к раздражителям: тактильным, световым, шумовым и т. п.

Однако в этом возрастном периоде заподозрить детский аутизм можно только при выраженной симптоматике. Как правило, это обнаруживают не специалисты, а родители, в семье которых есть близкие родственники или старшие дети с диагнозом расстройства аутичного спектра. Так, позже всего диагноз обычно получают первые дети в семье, так как молодые родители еще не уверены в том, являются ли отклонения в поведении ребенка его характерологическими особенностями или первыми сигналами о нарушении развития.

Средний возраст диагностирования аутизма у детей – 2,5-3 года. Как правило, этот период связан с нарастанием общих признаков нарушения, а также началом посещения детских садов, групп раннего развития, где на фоне других детей ярче выявляются особенности поведения. К этому же возрасту от детей ожидают развития определенных навыков, которые у аутистов или запаздывают, или не вырабатываются без длительных занятий.

Так как аутизм – нарушение развития, то ранняя коррекция состояния позволяет адаптировать детей с более высокой эффективностью, и часть умений и навыков при раннем начале терапии к среднему возрасту постановки диагноза уж может быть сформирована. Поэтому зарубежные специалисты рекомендуют в возрасте 1-1,5 лет проводить самостоятельную оценку, тестирование основных наиболее вероятных при аутизме отклонений. В тест-опросник входят такие вопросы, как:

  • Нравится ли малышу быть на руках у родителей, сидеть на коленях, ищет ли он тактильного контакта перед сном, во время плача?
  • Есть ли интерес к другим детям?
  • Присутствует ли предметно-ролевая игра (кормление куклы, укладывание мишки, приготовление пищи, взаимодействие солдатиков, машинок и т. п.?
  • Присутствует ли указательный жест? Контакт глаз?
  • Любит ли ребенок играть с родителями или другими родственниками?
  • Ищет ли глазами игрушку или кошку, если ее назвать и указать пальцем? И т. п.

Большинство вопросов направлены на выяснение наличия взаимодействия маленького ребенка с окружающим миром и людьми. Если большинство ответов на вопросы в 1,5 года отрицательные, стоит показать малыша специалисту. При этом необходимо помнить, что расстройство аутического спектра не обязательно должно проявляться стереотипиями или нежеланием контакта, как глазного, так и телесного, с другими людьми, а также, что схожие симптомы могут выявляться у детей с нарушениями слуха, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детской шизофренией и т. п. Но в комплексе любые отклонения от нормы должны настораживать.

Выделяют ранний детский аутизм с проявлениями до двух лет, расстройства аутического спектра, регистрируемые в детском (от 2 до 11 лет) и подростковом (от 11 до 18) возрасте. Каждому возрастному периоду соответствуют свои клинические признаки, как стабильные, так и изменяющиеся в процессе роста и развития.

Распространение информации о детском аутизме позволяет диагностировать заболевание раньше и, соответственно, помогает начинать терапию своевременно, что улучшает прогноз на коррекцию поведения и адаптацию ребенка к обществу.

Причины возникновения заболевания

Развитие аутизма у детей обосновывалось различными факторами, которые, несмотря на научные опровержения, до сих пор могут считаться обывателями причиной заболевания. Так, в 70-х годах прошлого века была популярна теория о «холодных, бездушных матерях», провоцирующих своим отношением развитие аутизма у детей. Единственный правдивый момент в данной теории – то, что родители детей с аутическим расстройством действительно в большинстве случаев стараются реже прикасаться к ребенку и выстраивают общение по четкой и логичной схеме, без перенасыщения эмоциями. Однако в данном случае подобный стиль поведения диктуется ребенком: многие дети с РАС склонны к гиперреакции при прикосновениях и не могут отслеживать смысл в речи с искажениями фразовых установок или подтекстом, юмором, отсылками к другим ситуациям, что обедняет общение взрослых с ребенком. Но нарушение развития в любом случае первично.

Второй миф о причине возникновения аутизма – вакцинирование от краснухи. Несмотря на то, что неоднократно доказано отсутствие связи между вакциной и развитием аутического расстройства, а также есть признание самого «первооткрывателя» данной корреляции о поддельных результатах нашумевшего исследования, желание видеть прямую и понятную причину болезни превалирует над логикой и научными данными.

Действительные причины развития нарушения аутического спектра не выявлены, но известна корреляция с некоторыми факторами, увеличивающими вероятность рождения малыша с РАС, например:

  • поздний возраст родителей, особенно отца, при зачатии;
  • наличие в семье родственников с РАС;
  • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7, 8 и далее дети чаще подвержены РАС);
  • болезни матери во время беременности (краснуха, туберозный склероз, избыточная масса тела);
  • детский церебральный паралич.

Кроме того, некоторые заболевания и отклонения могут способствовать развитию аутичных черт. Так, например, при нарушениях слуха, речи, синдроме дефицита внимания, некоторых хромосомных нарушениях (при синдроме Ретта) признаки аутизма сопутствуют основной патологии из-за искажения восприятия у ребенка.

Аутизм у детей: признаки расстройства аутического спектра в разном возрасте

Выделяют различные признаки РАС в зависимости от степени нарушения, выраженности заболевания, его специфики и возрастного периода. В целом выделяют четыре общих направления в нарушении развития:

  • социальное взаимодействие скудное, искаженное или отсутствует;
  • коммуникация жестовая, стереотипическая, часто не требующая диалога;
  • стереотипии в поведении, речи;
  • раннее проявление симптомов.

В возрасте от 3 месяцев до двух лет должны настораживать следующие признаки нарушения:

  • отсутствие привязанности к матери или замещающему ее взрослому, комплекса оживления (улыбка, гуление, физическая активность);
  • отсутствие или редкий контакт глаз;
  • нет «позы готовности» к телесному контакту: ребенок не протягивает руки, не стремиться быть на коленях, у груди и т. п., вплоть до отказа от грудного вскармливания в младенческом возрасте;
  • отсутствие интереса к совместным играм со взрослыми, детьми, отторжение или активный протест, агрессия при попытке совместной деятельности. Большинство игр проходят в одиночку;
  • повышенная чувствительность (испуг, истерики, крик или наоборот, требования повторять качание на качелях, ходить вдоль теней, носить только эту футболку и т. п.) к телесным, звуковым, световым раздражителям;
  • задержка экспрессивной речи, часто отсутствует гуление, слоговая речь, фразовая, может отмечаться нормальное развитие до 1,5-2 лет и регрессия речевых навыков вплоть до мутизма, эхолалии (неосмысленное повторение слов, фраз за взрослыми, по результату просмотра мультфильмов и т. п.). При таких нарушениях входящих в РАС, как синдром Аспергера, в речи и когнитивных способностях может не выявляться грубых нарушений;
  • низкий, избирательный аппетит, плохой сон;
  • отсутствие реакции на обращенную речь, просьбу принести, показать предмет, на свое имя, невыраженная необходимость в помощи;
  • неразвитость сюжетно-ролевых игр, часто игровая деятельность манипулятивная: выстраивание предметов по различным характеристикам;
  • выраженная привязанность к установленному распорядку, режиму, расположению предметов, маршрутам и т. п.

В возрасте от 2-х до 11 лет могут добавиться следующие признаки нарушения:

  • выраженные нарушения речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения «я» и понимания его смысловой нагрузки, говорение полноценными «взрослыми» фразами без периода «детской» речи, эхолалии, повторение на память блинных отрывков, стихотворений вне контекста и т. п., отсутствие инициации диалога);
  • искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессией может сочетаться с боязнью обыденных предметов: чайника, расчески и т. д.;
  • выраженные ритуалы, а также стереотипии в поведении: раскачивание, кружение, навязчивая жестикуляция;
  • приступы агрессии, страха, истерики, смеха без видимых причин;
  • в большинстве случаев наблюдается нарушение когнитивного развития, причем часто – неравномерное: может проявиться высокая наблюдательность в отношении цифр, мелодий, деталей при невозможности читать, писать, или наоборот.

В подростковом периоде симптомы усугубляются как на фоне нарушения социального взаимодействия и коммуникации, так и в связи с гормональными изменениями.
Необходимо помнить, что диагноз устанавливается врачом-психиатром на основании общей клинической картины. Многие дети с РАС не соответствуют популярному описанию симптомокомплекса, сложившегося в результате статей, книг и фильмов о конкретных людях с аутизмом. Так, ребенок с РАС может инициировать и поддерживать глазной, телесный контакт с незнакомцем, охотно включаться в общение, однако не распознавать эмоции, невербальные сигналы, не воспринимать признаки агрессии, неприятия и т. п., что затрудняет дифференциацию заболевания. Диагноз устанавливает только врач.

Терапия расстройств аутического спектра у детей

На данный момент медикаментов, излечивающих аутизм, не существует. Различные биологические добавки, методы хелирования, очистки, диеты, методики могут помогать некоторым детям, не необоснованно рекомендовать их каждому ребенку, так как отсутствует доказанный эффект в массиве данных.

Для терапии специалисты советуют как можно раньше начинать коррекцию нарушений развития следующими способами, работающими со всеми детьми, находящимся «в спектре»:

  • занятия с логопедом-дефектологом по развитию речевых навыков;
  • ABA-терапия, методы прикладного поведенческого анализа, “floor-time”, совместная деятельность «на полу», в одном пространстве с ребенком, методики ТЕАССН, «социальные истории». Данные программы и методы можно сочетать или подбирать наиболее оптимальный вариант, который позволит развить и закрепить необходимые навыки у ребенка;
  • при выраженных нарушениях речи – использование карточек с картинками для общения, включение комиксов, письменной речи (компьютера, планшета) для установления коммуникации;
  • медикаметозная терапия (при повышенной возбудимости, приступах агрессии, самоагрессии, не поддающимся коррекции иными методами) назначается только ситуативно в качестве поддержки.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector